потепления более реальной с каждым днем.
Благодаря первой метеорологической станции в Казани, основанной еще в 1812 году, можно судить об изменении климата на территории Татарстана на протяжении целых двух веков. Так, именно в последние годы среднегодовая температура повысилась на 4°C. Казалось бы, чем плох этот скачок? Россия ведь и так страна холодная, лишние лучи солнца никому не помешают. Однако за потеплением климата скрываются сотни опасных последствий. Подробнее о почти безвыходной ситуации, сложившейся на данный момент, рассказал профессор Казанского федерального университета Юрий Переведенцев.
«Совсем скоро может наступить точка невозврата»
Годовая амплитуда температур в стране и, в частности, Татарстане незамедлительно снижается. Чем больше разница между зимой и летом, тем климат более резко континентальный, так называемый «сибирский». Теперь же ситуация обратная – погода становится более мягкой. Вообще, температура на планете начала повышаться еще с 1850 года — малого ледникового периода. Сейчас она достигла +15°C, подтвердив «заслугу» ушедших десятилетий в формировании пиковой фазы глобального потепления.
— В научных и общественных кругах возникает большая озабоченность этим обстоятельством. Если температура продолжит повышаться и дальше, это приведет больше к неудобствам, нежели к плюсам. Еще 2 градуса, и в климатической системе будут все чаще происходить всякого рода природные катаклизмы – засухи, наводнения, неустойчивое состояние погоды. Вот сейчас как раз-таки яркий пример – прошедший декабрь. Среднесуточная температура по многолетним наблюдениям должна была составлять -10°C. Но из-за теплых циклонов дневная температура нередко пребывала на отметке в +2°C. Это на 10 градусов выше климатической нормы, — пояснил доктор географических наук.
Действительно, все чаще к нам в зимнее время стали приходить теплые циклоны либо со Средиземного моря, либо с Атлантики. Все это и спровоцировало дожди и гололедицу. Всему виной, что неудивительно, сам человек. Антропогенная деятельность беспощадно меняет состав атмосферы, увеличивая выбросы парниковых газов – углекислого, метана и прочих. Как результат – закисление тех же океанов, что отрицательно сказывается на кораллах и рифах.
— Повышение уровня мирового океана ведет к тому, что страны начинают подтапливаться. К примеру, Нидерланды спасаются только строительством дамб. Чаще стали проявляться такие явления, как торнадо и тайфуны. Поэтому Парижское соглашение, которое Россия подписала в 2019 году, было принято для того, чтобы не допускать еще больший рост температуры, — отметил собеседник KazanFirst.
Поскольку 60% страны занято зоной вечной мерзлоты, средняя температура равняется -4°C, что довольно далеко от «точки невозврата». Правда даже в Татарстане все чаще отмечается засушливость в летний период. Природный баланс в скором времени может нарушиться. По словам Переведенцева, лучшим исходом станет удержание температуры в пределах еще 1,5-2 дополнительных градусов к концу столетия. В противном же случае регионы сполна ощутят избыток тепла.
— Отклик будет более заметным в умеренной и полярной зонах. Если на глобусе температура повысится условно на 2 градуса, то в наших широтах – от 5 до 10°C. Арктический путь может оказаться свободным ото льдов. А ведь еще в 1960 году у нас были достаточно суровые зимы. Даже в Казани однажды случались -50°C. А теперь у нас птицы на водоемах зимуют, — заметил профессор.
«Отказаться от промышленности невозможно»
Американские климатологи смоделировали изменение температуры при распылении сульфатного аэрозоля в стратосфере. В теории метод позволяет добиться охлаждения атмосферы на один и более градус к 2069 году. Только для этого потребуется ежегодно вводить порядка 10 миллионов тонн мелких частиц. В сторону понижения температуры вернуться практически невозможно, утверждает эксперт.
— Подобные вопросы уже давно прорабатываются на крупных конференциях. Все глобальные климатические модели, учитывающие буквально все, что есть на планете, показывают одно – температура с разной скоростью будет расти. Жесткие сценарии маловероятны, но тем не менее мы идем лишь в одном направлении, — поделился Переведенцев.
Отметая антропоген, можно с уверенностью сказать, что потепления нет вовсе. Несмотря на то, что все большую популярность приобретают экологические сообщества, кардинально изменить поведение современного человека не удастся. Население растет, и возвращаться к ручному труду уже совсем не вариант. Подвижки в этом смысле, действительно, есть. К примеру, попытки перехода на солнечную и ветряную энергию. Однако из-за дороговизны подобного оборудования полноценная революция вряд ли произойдет. Да и на Западе разговоры об этом «заглохли», рассказывает метеоролог.
— Парадоксально, но для того, чтобы соорудить солнечные батареи и ветрогенераторы тоже нужна промышленность. Отказаться от углеводородов не представляется возможным. От этих выбросов никак не уйдешь, потому что меняется лик планеты. К нам приходит солнечная радиация, 33% уходит обратно в космос из-за отражения. По причине того, что снега и льдов все меньше, а они, к слову, имеют хорошую отражательную способность, наша поверхность становится более черной. Вырубили леса, оставили поля – снова изменение. Таким образом, вмешательство человека никуда не денется. Огромное население – огромные заботы, — добавил профессор.
На самом деле, многим регионам тепло не помешает. Вдобавок повышение температуры позитивно отражается на многих сельскохозяйственных культурах. В глобальном же смысле за потеплением стоит и потеря биоразнообразия, и миллионные смерти людей, и даже необратимые войны на фоне увеличения угроз безопасности.
Comment section