в стране на законодательном уровне. Однако решение может привести к формированию
подпольной индустрии и потере доходов госбюджета.
В Госдуме задумались о том, что пора позаботиться о здоровье подрастающего поколения и запретить продажу электронных устройств для курения. В Роспотребнадзоре подобную инициативу оценили более чем положительно. В настоящее время не допускается розничная торговля никотином, если его концентрация в растворе превышает 20 мг/мл. А по результатам проведенных исследований было установлено, что процент производных «яда» в жидкостях для вейпов гораздо выше допустимого значения.
Кроме того, в никотиносодержащей продукции были выявлены химические вещества, информация о наличии которых отсутствовала на этикетке, включая метаболиты растений, парфюмерные частицы, препараты против чесоточных клещей, компоненты чистящих средств и освежителей воздуха. Насколько действенным может оказаться запрет и что нужно помнить, покупая современный аналог сигареты, читайте в материале.
«Дети будут скрывать, боясь наказания со стороны взрослых»
Вейпы действительно стали огромной проблемой, особенно для здоровья детей и подростков, считает врач-педиатр высшей категории Ильдар Зиннатуллин. Именно электронные парогенераторы стали первым продуктом с никотином для более чем 80% молодых людей. Почему же они стали так популярны среди школьников? Во-первых, огромное разнообразие вкусов и яркая упаковка. Их легко спрятать от взрослых, а курить можно даже в школьном туалете. Родители и учителя даже не заметят — запаха нет, помещается где угодно. Заказать вейпы возможно прямо на маркетплейсах. И главная проблема заключается в том, что растет число курильщиков именно среди молодежи.
— Впервые о «болезни вейперов» врачи заговорили в 2019 году, когда Центр по контролю заболеваемости США опубликовал данные о пациентах с поражениями легких, связанными с курением вейпа и электронных сигарет на основе глицерина. В этом же докладе было дано официальное название этой болезни – EVALI. Согласно отчету большая часть пациентов, а именно порядка 95%, первоначально жаловались на одышку, сильный кашель, боль в груди. В 77% случаев к ним добавлялись тошнота и рвота. Все эти симптомы в 85% случаев сопровождались еще и конституциональными проблемами: повышением температуры, ознобом, потерей веса, — отметил сотрудник отделения пульмонологии ДРКБ.
Иными словами, болезнь по внешним признакам походит на двустороннее воспаление легких. В 96% эпизодов заболевания понадобилась экстренная госпитализация с подключением к аппарату ИВЛ. А уже в июне 2021 года департамент здравоохранения Москвы сообщил о спасении 17-летнего подростка с легочным повреждением электронными сигаретами. Это был первый зарегистрированный в России случай.
— Пациента тогда лечил мой московский коллега и лично рассказал об этом. Еще тогда я понял, что скоро это будет повсеместно. А уже сегодня, к сожалению, мы знаем и о смертельных случаях среди детей после курения вейпа. Главная проблема EVALI в том, что глицерин, на основе которого производят жидкость, закупоривает бронхи, в результате чего поступление кислорода падает до катастрофического уровня — сатурация ниже 93%. Эта самая жидкость, в состав которой также входит никотин и различные масла, нагревается и производит аэрозоль, — добавляет детский пульмонолог.
Частицы этой аэрозоли проникают глубоко в легкие. Пары вейпа стимулируют ферменты, разрушающие ткани. Что касается последствий, то курение электронных сигарет может стать причиной большого количества заболеваний: от стоматита до эмфиземы. В силу того, что это достаточно новое явление, исследований о влиянии их на организм еще не так много. Ученым еще долго предстоит изучать тему. Речь идет о безусловно вредном мероприятии и для взрослых, но в силу незрелости «механизмов детоксикации» легких растущего организма курение вейпа может стать трагедией.
— Я неоднократно видел последствия. Крайний раз на фоне курения вейпа у ребенка развились сильнейшие судороги. Также были пациенты с острым легочным повреждением, причиной которому могли как раз послужить электронные сигареты, но родители и дети отрицали факт курения. И это большая проблема, потому что мы не можем восстановить полную картину в силу того, что дети будут это скрывать, боясь наказания со стороны взрослых, — заметил эксперт.
Врач поделился, что оградить детей от вейпов можно личным примером и беседами. Так, у всех всегда были одноклассники, которые курили. Однако были и те, кто этого не хотел. С детьми нужно побольше разговаривать, быть внимательнее к их поведению.
— Я своей старшей дочери всегда все объясняю как есть, рассказываю о строении нашего организма. И про курение я ей рассказал как есть. Объяснил, что такое легкие, дыхательная система, как курение влияет на наш организм. Это не нравоучение, а разговор «на равных». И такие беседы я провожу регулярно. Думаю, что, запретив вейпы, можно значительно снизить процент их потребителей, — пояснил Зиннатуллин.
«Запрет не решит проблему, а вызовет интерес»
В свою очередь руководитель центра разработки бизнес-планов «Позитив Консалтинг» Ирек Галямов убежден, что государству стоит решать данный вопрос путем не запретов, а сертификации и контроля. Подобные меры могут привести к формированию «черного рынка». Аналогичная история, например, произошла в период пандемии, когда ввели ограничения на посещение тех же кальянных, которые открылись «подпольно» и работали «по звонку знакомого». По сути, никакого результата эти «недопускания» не дали. Чисто на психологическом уровне какие-либо запреты подталкивают людей на поиски изворотливых путей обхода системы.
— Давайте вспомним момент со снюсом. Из-за массовых отравлений распространение запретили, но, опять же, кто хочет, тот всегда найдет. Запрет не решает саму проблему, он, наоборот, вызывает интерес. Единственное, что хочу сказать по этому поводу, — должен быть запрет на приобретение лицам младше 18 или 21 года, так как взрослый человек может оценивать риски. В противном случае стоит ввести серьезные штрафы на организации. Должно быть осознанное потребление, — подчеркнул собеседник KazanFirst.
Положение усложняет и та самая пресловутая цифровизация, которая в приведенном контексте играет лишь во вред. Так, для детей и подростков, буквально «рождающихся с телефоном в руках», не составит труда отыскать отраву или условное гладкоствольное ружье на просторах интернета. Нелегальные точки – это процветающие бизнесы, которые вряд ли исчезнут до той поры, пока спроса не останется.
— Когда-то уже отменяли водку, вслед за которой появилась паленая. После нее люди травились и умирали. Если проблему нельзя решить, ей надо управлять. Например, на табачные изделия уже установили высокие акцизы. При необходимости все можно легализовать и установить требуемые параметры цены, таким образом контролируя распространение. При таком влиянии на цену будет отваливаться целевая аудитория, — отметил Галямов.
Мнения общественности разделились. Одни радуются, что наконец в школах можно будет спокойно сходить в туалет, другие строят планы по массовой закупке, а третьи переходят на сигареты или кальян. Большая часть граждан также уверена, что вейпы перенесут в обычные продуктовые магазины. А те, у кого наболело, не ленятся напоминать о том, что для сохранения здоровья у населения в первую очередь должна быть достойная жизнь с хорошим питанием и возможностью проводить профилактику, а не экономить на всем, включая еду, зато отделываться от стресса подобными манипуляциями.
Comment section