разводят людей на деньги, кто является потенциальной жертвой мошенников и что
нужно знать, чтобы избежать встречи с недобросовестными эникейщиками.
Практически каждый видел под панелью домофона, на остановках или в почтовых ящиках объявления с рекламой услуг компьютерного мастера. Скромно одетые парни с внешностью Зака Эфрона, которые — какое везение — обязательно живут рядом, готовы забесплатно приехать и провести диагностику. Все мастера как на подбор работают с пелёнок, берут чисто символическую плату, а бедным пенсионерам и вовсе готовы доплатить.
Только вот на практике под личиной добродушных парней скрываются мошенники, которые готовы пользоваться доверием наивных граждан, идти на обман и угрозы ради своей выгоды. Вместе с якобы бесплатной диагностикой люди получают счета на десятки тысяч за решение несуществующих проблем. Интернет полонится от слезливых историй о том, как очередной бабушке-одуванчику переустановили драйвера на 30 тысяч. Это бизнес, построенный на обмане и бессердечии, о подноготной которого в интервью KazanFirst рассказал бывший компьютерный мастер Евгений (имя изменено, — прим ред). Респонденту 25 лет, в сфере он проработал около года.
«Тех, кто жалел, шёл на уступки, считали слабыми. Мастер должен быть бессердечным»
— Как ты пришёл в эту сферу?
— Сидел без работы, искал, куда устроиться. Как-то всё уже надоело: общепит пробовал, продажи тоже поднадоели. И кто-то из моих коллег рассказал, что устроился компьютерным мастером и хорошие деньги получает, в ус не дует. Решил попробовать. На HH нашёл объявление, через два дня мне позвонили, провели стажировку и обучение.
— Есть ли у тебя техническое образование?
— Никакого. Был опыт работы сбора компьютеров в магазине сетевой электроники. Это помогло лучше ориентироваться.
— Каким был твой первый рабочий день? Ты понимал, что тебе придётся обманывать людей?
— Я не до конца понимал, что мне придётся обманывать людей. Я шёл с мыслью, что поднаберусь опыта в ремонте. Вот такие наивные надежды. Когда пришёл первый день стажировки, меня стажировал мастер из другого города, тогда всё и выяснилось. Для меня это не стало сюрпризом, но я шёл туда с другими мыслями.
— Что замотивировало тебя остаться?
— Деньги.
— Как к выбору профессии отнеслись твои близкие?
— У них до конца не было понимания, чем я занимаюсь. Я в общих чертах им рассказывал. Не буду же я матери и отцу рассказывать, что с бабушек беру десятки тысяч. Они понимали, что я с компами где-то там работаю, и не запаривались. Кто-то осуждал, пусть и поверхностно: «Ты плохой, но общаться с тобой я не перестану».
— Каким должен быть «компьютерный мастер» и какими чертами характера и навыками обладать?
— Мастер должен быть суперкоммуникабельным и уметь вводить людей в заблуждение. Должен втираться в доверие и начинать вывозить на незнании. Технических знаний хватит по минимуму. Основной упор делается на поиск бреши в мозгах клиента и дальнейшее раскручиваение.
— Думаю, ты общался с другими мастерами. Почему они шли в эту сферу? Неужели все поголовно отпетые мошенники?
— Были такие, жёсткие. Старший мастер одной бабульке установил винду, дрова и потребовал десять тысяч. У неё не было денег, чтобы оплатить. Они пошли и заложили ноутбук. Тех, кто жалел, шёл на уступки, считали слабыми. Мастер должен быть бессердечным.
«Ты должен быть вежливым, всегда красивым и ухоженным — это железное правило»
— Как люди узнавали о вашей компании? На каком этапе человек уходит в разработку? Многие конторы, например, используют фейковые отзывы или разогревают клиента ещё на этапе звонка.
— На сервисах по публикации объявлений и сайтах-одностраничках. Был фейковый пресс-лист, где говорится условно, что «винда 500 рублей». По факту это не так. Они делают так, чтобы пришёл мастер и начал крутить клиента. Когда человек звонит в колл-центр, ему преподносят максимально прозрачную и дешёвую картину, общаются доброжелательную. А когда приходил мастер — начиналась другая история. Своего сайта не было.
— Кто ваша основная аудитория? Кого легче развести и кто больше платил?
— Легче всего развести пенсионеров и одиноких женщин, которые не разбираются в компьютерах. Ты им можешь накрутить что хочешь. Особенно пенсионеры — у них деньги водятся.
— А с мужчинами как?
— Бывало, что со взрослых мужчин хорошие деньги собирал, но их процент меньше.
— Как происходит процесс «раскрутки» клиента? Какие приёмы и способы используешь, чтобы войти в доверие?
— Ты должен быть вежливым, всегда красивым и ухоженным — это железное правило. А дальше — по ситуации. Видишь, что собачка есть — начинаешь собак между делом обсуждать, мол, у меня тоже есть. Цепляешься за любые вещи, используешь что угодно, чтобы сблизиться с клиентом.
— А как вы обманываете человека на этапе починки? Ставите ли вы пиратский софт по цене лицензии? Или вместе одной запчасти вставляете дешёвый аналог?
— Конечно. Говоришь, что ставишь лицензию, а сам устанавливаешь пиратку — это само собой. Никто не захочет платить за пиратку десять тысяч. С деталями так же, иначе профита не будет, его надо с каждой мелочи вытрясти. Говоришь, допустим, что надо wifi-адаптер нужен, он три тысячи стоит, а покупаешь за 400. Разница — в карман и компании
— А какие услуги несут наибольшую прибыль?
— Это вирусы. Какой-нибудь бабушке, которая про них сама заговорила, можно пригрозить тем, что вирусы на wifi-роутер переберутся и затем в интернет, и её засудят. Напугать, короче говоря. Даже сильно заморачиваться не нужно, она сама любые бабки тебе отдаст. Один вирус — 15 рублей, а на компьютере их может быть и две-три тысячи.
— Как формируется итоговый чек? У вас, вероятно, есть свой внутренний прайс-лист, по которому вы формируете чек?
— Да. Колл-центр всегда озвучивает условно «винду за 500 рублей», а по факту услуга стоит у нас три тысячи. Но чтобы клиента не пугать, ты расписываешь как это делается пошагово: предустановка, настройка, активация — всё по полторы тысячи и больше. Ту же самую оперативку: вытащил, почистил. Если клиент будет качать права, ты показываешь ему на 500 рублей за один шаг чеке.
Прайс-листа конкретного у меня не было. Я смотрел на человека. Если он с бабками — брал больше. Если денег не особо много — озвучиваю ту сумму, которую он потянет.
«Я сказал: либо я ухожу, либо дерёмся, либо полицию вызывайте»
— А вы и правда чините технику? Или просто отправляете её в сервисный центр? Есть ли там свои схемы обмана?
— Про сервисные центры не знаю, не работал с ними. Но кто-то из ребят чинит, кто умеет. А кто нет — кооперируются с более опытными или несут в сервис, накручивают свою часть и отдают.
— Бывали ли случаи, когда ты сам не мог починить? Как выкручивался?
— Бывал, конечно. Выкручивался на незнании клиента. Бывало пару раз, скрывать не буду, что просто уходил, потому что клиент, в отличие от меня, сам понимал, что у него сломалось. Такое частенько с макбуками было. Там, где я понимал, что буду выглядеть, как идиот, и ни к чему не приду, уходил.
— Случалось ли у тебя или твоих коллег, когда клиенты понимали, что их обманывают, и отказывались платит?
— Бывало. Где-то я пугал, что вызову полицию. Кто-то верил. Где-то не получалось, и я брал косарь за вызов и уезжал, если сильно начинали бузить. Но таких ситуаций было мало. У меня было такое, что вызвали по гарантии и качали бабки. В итоге это у них не увенчалось успехом.
— Как выкрутился?
— Я прихожу в квартиру, там сидит пацан молодой, лет 20 ему. С ним двое друзей. С кухни выходит ещё двое. За мной, через входную дверь, ещё один заходит. И начались качели: ты приехал и не исправил, возвращай деньги. АУЕшные разговоры начались, рыпались на меня. Ни к чему не пришли за 30 минут болтовни. Я сказал: либо я ухожу, либо дерёмся, либо полицию вызывайте. Они выбрали последний вариант. Полиция приехала, посмотрели документы по моей работе. Там — подпись клиента под мелким шрифтом с отказом от претензий. Полиция им так и сказала: вы сами подпись поставили, с него спроса быть не может.
— Доходили ли клиенты до суда?
Ни один не дошёл.
— Испытывал ли ты от своей работы угрызения совести?
— Тогда нет. Сейчас что-то такое начинаю осознавать, с тех пор, как перестал работать. У нас была группа, где мы общались с мастерами из города и других регионов, соревновались по выручке и обманам. Был азарт . Я совсем не задумывался над этим в то время.
— А почему ты ушёл из профессии?
— Начались проблемы в компании. Не было заявок и коннекта с руководства.
— Сколько ты зарабатывал?
— По-разному. В хорошие месяцы 120 тысяч выходило, в плохие — меньше, 60-80 тысяч. В последние месяцы работы получал около 30-40 тысяч.
Как найти честных компьютерных мастеров
— Как людям понять, что перед ними недобросовестный мастер?
— На этапе объявления легко вычислить. Видишь, что мастер выезжает бесплатно, ценники лайтовые — это обман. Ну включи голову: кто будет бесплатно к тебе приезжать, тратить деньги на дорогу и своё время, чтобы тебе винду за 500 рублей установить? Нужно понять, что это вот такие мастера.
— Где человеку искать нормальных компьютерных мастеров?
— Сервисные центры пусть ищет в том же 2GIS или в поисковике. Ищи те места, которые можешь посетить, которые имеют регистрацию, как полноценный бизнес.
— Что делать человеку, если он уже заплатил компьютерным мастерам?
— Если его уже обманули, взяли подпись — сделать выводы, смириться, ибо деньги не вернёшь. Если подписи нет — обращаться в полицию.
Читайте также: Забота о детях, или Зеленый свет «черному рынку»: в России хотят запретить продажу вейпов
Comment section