рассказывает, как оно зарождалось и куда стремится.
Военно-поисковому движению «Снежный десант» в Татарстане в этом году исполняется 55 лет. Слова «снежный десант» сейчас большинству жителей республики уже едва ли что-то говорят. Или говорят очень мало. Между тем это довольно массовое (среди студентов и учащихся) и важное военно-патриотическое движение.
Об истории и развитии движения в Татарстане рассказали его ветераны и активисты: председатель общественной организации «Объединение «Отечество» Татарстана Александр Коноплев, управляющий делами этой организации Илья Прокофьев, ветеран движения «Снежный десант» Валерий Телищев, председатель Совета Ассоциации отрядов «Снежный десант» Андрей Некрасов и заведующий Музеем-мемориалом ВОВ в Казанском Кремле Александр Александров.
Первый поход «Снежного десанта» совершили 21–25 февраля 1968 года студенты географического факультета Казанского государственного университета. Это был лыжный поход по селам Верхнеуслонского района Татарской АССР, посвященный 50-летию советских Вооруженных Сил.
Вскоре отряды «Снежного десанта» создали на других факультетах КГУ и в других вузах Казани. Они совершали походы по местам боев стрелковых дивизий во время Великой Отечественной войны, собирали рассказы ветеранов и местных жителей – очевидцев боев, работали с данными военкоматов, устанавливая исторические факты и отдавая дань памяти участникам войны. Непохороненные останки советских солдат и медальоны бойцы «Снежных десантов» в 1970-е не искали и не поднимали.
Поисковая работа в современном смысле слова – поиск, подъем, идентификация и погребение незахороненных останков советских солдат – началась лишь в 1980-е.
За годы своей работы «десантники» выявили кошмарные данные. За годы ВОВ из Татарстана на фронт ушли 700 тысяч человек. Из них не вернулись 370 тысяч.
В 1971 году в «Снежный десант» пришли студенты историко-филологического факультета КГУ и студенты-журналисты. Военно-патриотическое движение, оставаясь таковым, стало приобретать характер научно-исследовательской работы. Автор этих строк тоже недолго, но был бойцом «Снежного десанта». И могу чуть более подробно, чем спикеры, рассказать об одной важной странице движения.
Вторая Ударная армия. Ее срочно сформировали в 1942-м из отборных сибиряков для прорыва блокады Ленинграда. Тогда еще была надежда на то, что блокаду удастся ликвидировать сразу после того, как она возникла. Был в окружении Сталина один генерал, который активно настаивал на том, что через леса в Новгородской области можно неожиданно для немцев прорваться к Ленинграду и, используя фактор неожиданности, блокаду прорвать. Этот генерал отличился в боях под Москвой, Сталин ему поэтому доверял и принял бахвальство за боевой настрой. Но фамилия этого генерала была Власов. Тот самый. Ему доверили армию, а он завел ее в леса и болота так, что она там безнадежно увязла. Поняв, что хвастовство и бахвальство ему могут не простить, Власов с несколькими штабными офицерами сдался в плен. На всю армию легло позорное клеймо «власовцев». Сталин якобы сказал: «Второй Ударной армии больше нет».
Информация от «Снежного десанта»
Генерал Власов был назначен командующим 2-й Ударной армии только в апреле 1942 года, когда армия уже находилась в окружении и очень трудном положении. К прорыву в направлении Любани с целью деблокировать Ленинград в январе 1942 года Власов не имел отношения. Армия под его командованием предпринимала последовательные попытки прорваться из окружения. Обстоятельства попадания в плен Власова до конца не ясны, это предмет продолжающихся исторических исследований. Существуют предположения как о том, что это не было добровольной сдачей, так и противоположного характера. Штабные офицеры вместе с Власовым в плен не сдавались.
Сформировали новую армию под таким названием, а ту, что была в лесах, буквально бросили на произвол судьбы. Много лет отряды «Снежного десанта» филфака и отделения журналистики ходили в так называемую «Долину смерти». В места, где, не сдавшись и не предав Родину, до конца сражались бойцы первозданной Второй Ударной армии. Студенты собрали факты, обнародовали их и смыли с храбрецов позорное клеймо «власовцев». Важно и то, что были восстановлены некоторые факты из биографии поэта-героя Мусы Джалиля. Он политруком воевал именно во Второй Ударной, работал в армейской газете «Отвага», а в плен попал, когда с отрядом пошел на прорыв из окружения и был ранен. В «Моабитской тетради» (сборник стихов) у Джалиля есть строки, где он досадует на то, что ему в нужный момент отказал пистолет. Студенты-журналисты нашли блиндаж редакции «Отваги» и даже пишущую машинку, за которой, возможно, работал поэт.
Сейчас поисковики, среди прочей работы, по всей стране собирают фрагменты и обломки самолета «Пе-2». Студенты нашли обломки в одном из походов. Появилась идея собрать его и превратить в экспонат.
— Есть энергетика войны, – сказал один из спикеров, имея в виду энергетику истинного патриотизма.
Поисковикам нашим помогает министерство обороны России. Благодаря чему в Казань привезли найденные там фрагменты самолета даже с острова Итуруп. Самолет собран на 15%. Работа трудоемкая, долгая. Еще журналистам показали кольцо – деталь подшипника двигателя самолета, найденную где-то в Карелии. На кольце надпись: «Смерть фашистским гадам! 2 января 1944 года». Надпись выгравировал рабочий Казанского авиастроительного завода. Она красноречиво показывает, каким был настрой тыловиков.
Сейчас десантники устраивают Фестивали поисковой песни «Ровесников следы», в котором участвуют агитбригады поисковых отрядов уже из 11 регионов России, устраивают «Марши памяти». Из каждого своего похода «десантники» привозят экспонаты. Подлинные солдатские каски, котелки, детали амуниции. Так в школах появляются небольшие военно-патриотические музеи.
— Теперь в Казани надо бы создать вроде центрального такого музея, лучше интерактивную площадку, — поделились планами активисты.
Читайте также: Не время для «охоты на ведьм»: почему людям нужно сменить акценты в спорах по теме СВО?
Comment section