Дизайнер Лия Хаерова: Я нередко трачу всё, что зарабатываю, на новые коллекции и путешествия

Дизайнер Лия Хаерова: Я нередко трачу всё
Интервью KazanFirst с основательницей бренда LIA HAEROVА, собственного модного
дома в Дубае и просто девушкой, для которой не существует понятия «невозможно»

Ольга Гоголадзе — Казань

А мы продолжаем любимую рубрику «KazanFirst против нытья», в которой рассказываем о людях, которые предпочитают действовать, а не лежать на диване и ругать Обаму. На этот раз мы встретились с дизайнером Лией Хаеровой, которая в свои 26 лет успела поработать с Michael Kors, Max Mara и Francesco Scognamiglio, после чего основала собственный бренд LIA HAEROVA со штаб-квартирой в настоящем дворце в Дубае.

Но это отнюдь не история Золушки, которой Фея-Крёстная подарила хрустальные туфельки, а Принц обеспечил безбедное существование. Лия — идеальная героиня для голливудского биографического фильма. Начав карьеру в Казани буквально с нуля, без связей и спонсоров, через несколько лет она стала «своей» для представителей итальянских luxury-брендов. Это девушка, в прошивке которой отсутствует понятие «невозможно».  Она как Цезарь: пришла, увидела, победила. Только у полководца были римские легионы, а у Лии Хаеровой — невероятно женственные платья. А ещё огромный талант, вера в себя и способность заводить друзей в любой точке мира.

Самое удивительное, что она не превратилась в «бронзовую статую», потеряв голову от собственных успехов. Лия осталась по-детски непосредственной, доброй и весёлой девушкой, которая всегда готова делиться своими уникальными знаниями из мира моды со всеми, кто хочет учиться. Подробнее обо всём — в эксклюзивном интервью KazanFirst.

— Лия, я была просто восхищена вашей историей: девочка из Казани, покорившая Милан и открывающая собственный бренд в Дубаи. Как вы этого добились?

— Я не просто из Казани — я жила на 39-м квартале, училась в обычной школе, где ужасно преподавали английский. Очень любила историю, литературу, обществознание — все научные конференции были мои. Поэтому классный руководитель желала, чтобы я поступила на юридический. А мне хотелось быть дизайнером! Я всегда любила рисовать, ходила в художественную школу, дома всегда была швейная машинка. К тому же я очень боялась сдавать ЕГЭ — тогда его только-только сделали обязательным. В общем, когда пришло время выбирать университет, всё сошлось одно к одному: на специальность дизайна одежды в КХТИ нужно было сдавать только единый экзамен по русскому языку. Правда, пришлось дополнительно осваивать рисунок, живопись и композицию. Поступила на вечернее отделение и параллельно начала работать.

— И сразу занялись дизайном одежды?

— Нет, сначала я устроилась не по специальности. Проработала недолго, там было скучно и неинтересно. Но зато появились деньги, которые я смогла потратить на свою первую коллекцию. Она была довольно странная, и сейчас воспоминания о ней вызывают улыбку. Хотя рада, что осмелилась сделать её на первом курсе. Было очень интересно узнавать все тонкости процесса: как работать с моделями, как правильно подбирать музыку для показа, как организовывать проходки по подиуму. С этой коллекцией я поехала на конкурс молодых дизайнеров. Там сказали, что она, хоть и странная, но очень интересная. Мне дали диплом, которым я очень гордилась (смеётся). Параллельно я подала документы в Колледж малого бизнеса и предпринимательства, где училась непосредственно шить.

— Трудно было осваивать профессию портного?

— Не то слово. В то время это была страшная-страшная мастерская на окраине города, в которой стояли швейные машины, чудом сохранившиеся с советских времён. Я даже подойти к ним боялась! А на них нужно было шить. Первый же фартук я запорола, после чего заявила, что никогда больше не вернусь в это помещение. И вообще ни за что не стану шить сама! Но потом нужно было делать коллекцию, и я, буквально переступив через себя, вернулась в лицей и начала создавать вещи. Причём выбрала для них мучительно сложный материал. Преподаватель сказала: «Лия, если ты научишься шить на этих машинах из этой ткани, для тебя не будет ничего невозможного». Так и вышло. Я начала шить себе вещи и носить их в университет. Девочкам они нравились, появились первые заказы.

— Когда вы поняли, что пора открывать своё ателье?

—  На втором курсе я устроилась на фабрику по специальности «дизайнер промышленной одежды». Но и оттуда через два месяца уволилась: невозможно целыми днями рисовать фартуки и комбинезоны! Поняла, что никогда и ни на кого не смогу работать. С моим характером не выходит слушать чужие указания. Тогда же с девочками из университета мы решили создать ещё одну коллекцию и начали готовиться к очень серьёзному конкурсу в Уфе, в жюри которого был Вячеслав Зайцев. Конечно, сделать это втроём было довольно сложно: у каждой своё мнение. Мы много спорили, искали лучшее решение и благодаря такой сплочённости смогли занять первое место.

— Преподаватели КХТИ, наверное, делали на вас большие ставки.

— Они не могли поверить, что студентки вечернего отделения способны сделать что-то стоящее. Нам вообще все говорили, что шансов нет. В то время на пике популярности была эпатажная Леди Гага, а мы сделали стрит-стайл коллекцию в асфальтово-зелёной гамме. Честно говоря, мы сами не ожидали, что победим. Но жюри в описании диплома указали, что коллекция интересная и очень свежая. А ещё она носибельна, хоть завтра можно продавать. Вернувшись в Казань, я выложила в соцсети фотографии с конкурса, и тут же начали писать клиенты. Дальше сработало «золотое правило», которым я могу поделиться: стоит сделать очень качественные вещи буквально троим знакомым, они приведут тебе триста клиентов. У меня так и вышло. Поэтому спустя месяц активной работы я поняла, что нужно открывать ателье.

— Но вы же были совсем ребёнком! Неужели не страшно с нуля начинать свой бизнес?

— У меня не было проблем с открытием. Заказов много, оборудование тоже было, оставалось только найти помощников. Первое помещение было крошечным, всего восемь квадратных метров на Чистопольской. Через два года я уже снимала зал на 40 квадратов, в штате было 8 сотрудников, я освоила бухгалтерию и начала серьёзно заниматься пошивом свадебных платьев. А на четвёртом курсе я узнала про институт Марангони в Милане и просто заболела идеей учиться там. Я на тот момент ни разу не была в Европе, а стоимость обучения казалась заоблачной. Но я пришла домой, выдрала обложку из журнала этого института и повесила её на стену, чтобы мечта всегда была перед глазами. Оставалось найти деньги на магистратуру и сделать грамотное портфолио, чтобы туда поступить. Разумеется, все мои близкие хором сказали: «Лия, это нереально!».

— Почему в вас никто никогда не верил?

— Считали, что у меня какие-то сумасшедшие идеи. А я просто ставлю себе цель, и она меня окрыляет. Так и здесь: я наняла ещё нескольких сотрудников, стала брать больше заказов, все свое время проводила на работе. И вот однажды в ателье пришла абсолютно удивительная девушка: её звали Лена, у неё были огненно-рыжие волосы и потрясающая улыбка. Она сказала, что с детства мечтала поехать на карнавал в Венецию, и ей нужны костюмы для неё и её молодого человека. Я загорелась этой идеей, и мы целый день ездили по городу в поисках идеальных тканей. Только основного материала купили около 40 метров, не считая сетки и ленточек. Так мои работы первый раз оказались в Европе. Ребята поехали в Венецию, целыми днями отправляли мне фотографии с карнавала, и я поняла, что это знак: с Италией всё получится. Началась обратная связь с институтом Марангони, а моё портфолио стало пополняться.

— Марангони — как Гарвард в мире моды? Без серьёзного бэкграунда не берут?

— Может, и взяли бы. Но я хотела быть на высоте. Снова с головой ушла в работу, и вот однажды звонит Лена и говорит, что выходит замуж. Ей нужно было самое необычное платье, ни в коем случае не белое. Я сразу поняла, каким оно будет, но тогда ещё не знала, как воплотить его на практике. Нужно было использовать шифон и сделать платье очень пышным, но не тяжёлым. Свадьба была в Париже, и шифон не должен был помяться в чемодане, потому что отутюжить его будет невозможно. В общем, у меня получилось сделать уникальную конструкцию, которая может сворачиваться, быть пышной, а при ходьбе реагировать на малейшее движения. 

— В Милане оценили такую изобретательность?

— Да! Причём дошивала я его в последний момент перед отправкой портфолио в Марангони. Лена пригласила меня на свадьбу, друзья предложили подбросить до Парижа. Мы двое суток колесили по России, потом проехали через Финляндию, на пароходе добрались до Германии, оттуда — в Бельгию, потом в Амстердам, а потом меня просто высадили в Париже. Через два дня мы уже праздновали свадьбу на фоне Эйфелевой башни. И только представьте: сотни туристов фотографируются на фоне главного символа Парижа, мимо идёт Лена в свадебном платье, и люди оборачиваются и бегут за ней, чтобы сфотографироваться с невестой! Было так приятно, что мою работу оценили люди со всего мира. И в этот же день мне пришло подтверждение из Марангони — я поступила!

— Наверное, когда вы говорите: «Я училась в институте моды в Милане», первая реакция у всех одинаковая: «Повезло девочке с богатыми родителями или мужем-олигархом»?

— Даже некоторые преподаватели из института подумали, будто мне кто-то даёт денег и отправляет отдыхать в Италию. Поэтому получение академического отпуска вылилось в огромную бумажную волокиту с кучей сложностей, гоняли по всему городу за справками и печатями. Но всегда есть люди, которые готовы тебя поддержать и верят в тебя. Если одни создавали преграды, другие преподаватели и декан кафедры отнеслись с пониманием и поддержкой.

Когда грант на обучение был получен, осталось продать ателье и машину, так как жить на что-то в Милане тоже было нужно.

Самое смешное, что через полтора года я вернулась преподавать в свой университет и презентовала методику, которая повысила качество образования студентов по предмету «проектирование и дизайн одежды».

— Целью был собственный дом моды в Европе?

— Нет, тогда я мечтала отучиться в Марангони, чтобы потом работать на известные бренды. Конечно, я понимала, что наверняка у меня будут пробелы в образовании. Но оказалось, что я вообще ничего не знаю! В магистратуре не нужно шить, только рисовать, создавать концепты, изучать бизнес, менеджмент, пиар, семиалогию, fashion-панораму. В общем, предметы, которые открывают для тебя мир моды и дают понять, как и для чего это всё работает. Тебе объясняют механизм этой индустрии и кто ты в этом механизме. Ведь эта бизнес-машина приносит колоссальные доходы, и она работает слажено и четко, как часовой механизм. Если ты хочешь быть конкурентоспособным дизайнером, ты должен создавать очень крутые вещи. Ситуация усугублялась тем, что я почти не говорила по-английски, а нагрузки были просто колоссальные: бывало, мы не спали по несколько суток, чтобы сдать сессию. 

— С какими брендами вам довелось сотрудничать в процессе обучения?

— Первый проект я делала с Michael Kors, но он получился не самым удачным. Всё-таки не сразу удалось перестроиться на совершенно другой уровень. Но ко второму полугодию я освоилась, мы работали уже с Max Mara, и сейчас это одна из моих самых любимых коллекций. У меня появились друзья в Милане, я начала много гулять по городу, вдохновляться его архитектурой. Поэтому третий кутюрный проект для известного итальянского бренда Francesco Scognamiglio я делала уже с полной уверенностью в собственных силах. В итоге год я заканчивала очень активно: доделывала коллекцию, вручную шила свадебное платье для невесты из Москвы и собиралась на стажировку в Испанию. Мне повезло оказаться в Корнехо — «гардеробной мирового кино». Как раз в то время они реставрировали костюмы из «Игры Престолов», «Пиратов Карибского моря» и «Анны Карениной». Кстати, испанцы вообще не говорят по-английски, но мы понимали друг друга буквально без слов. А потом я вернулась в Казань. Сдала диплом и начала преподавать в своём же университете.

— Вам чуть за 20, откуда взялся интерес к преподаванию?

— Мне очень нравится работать со студентами. Ты даёшь им знания и видишь результат своей работы. Я получаю от них огромную отдачу! Параллельно я рисовала небольшой проект для промышленного завода в Индии: когда начинаешь путешествовать, обрастаешь связями по всему миру. И никогда не знаешь, где «выстрелит» очередной заказ. Мне нравится ездить по разным городам и странам и при этом везде работать. Однажды я провела так целый год.

— А как же швейные машинки? Для ручной клади они явно тяжеловаты.

— На самом деле это не проблема. Всегда находится человек, который может одолжить тебе швейную машинку хоть в Милане, хоть в Мадриде, хоть в Питере. И вот, в очередной раз вернувшись в Казань, я начала создавать коллекцию свадебных платьев по муляжному способу, который сама разработала.

— Профессионалы аплодируют вам за его создание и мечтают перенять основы мастерства. Расскажите, на чём он основан?

— Все мои платья пышные, из натуральных тканей, то есть весят довольно много. Но при этом я никогда не делаю стандартные кринолины и не использую обручи. Методом проб и экспериментов я поняла, что если сетку и ткань пришить под определённым углом и добавить тоненькие пластиковые элементы, которые создают эту форму, платье будет объёмным и лёгким. И при этом будет «играть» и двигаться, следуя малейшим движениям невесты.


— А как вы оказались в Дубае?

— В Италии я подружилась с ребятами, которые занимаются развитием итальянских luxury-брендов в Арабских Эмиратах. Когда я в очередной раз приехала в Милан, мы с ними встретились. А в это время в Москве шла съёмка моего свадебного платья, и мне прислали бекстейдж оттуда. Я без задней мысли показала ребятам эти фотографии. Они сказали: «Было бы классно, если бы ты присоединилась к нашей команде в Дубае!». Я даже не восприняла это предложение всерьёз, но на всякий случай согласилась. А через полгода они пригласили меня в Дубай. Свою пробную работу для них я начала как графический дизайнер. Я приехала, придумала им несколько интересных концептов, а в процессе переговоров с компанией показала свои работы и рассказывала про философию своего бренда. Так, шаг за шагом, ребята увидели будущее в моём бренде — Maison Lia Haerova в Дубае. Теперь бренд LIA HAEROVA создает новую коллекцию и эксклюзивные платья в коллаборации с Italian HUB.

— Звучит как сказка. Девочка из 39 квартала стала дизайнером, для которой итальянцы создают собственный бренд в Дубае. И без всяких принцев и крёстных-фей!

— Всегда есть близкие, которые тебя поддерживают, и огромное спасибо им за это! Для меня их поддержка — неиссякаемый источник энергии! И да, нужно просто очень-очень много работать и верить в мечту.  Конечно, я не могла предположить, что всё так сложится. Но в Казани мне стало тесновато, в Европе огромная конкуренция, да и на работу в fashion-индустрии предпочитают брать парней, а не девушек. А сейчас у меня своя студия в огромном дворце в Дубае — иначе эту виллу не назовёшь.

— Когда ждать вашу первую дубайскую коллекцию? 

— Надеюсь, в марте состоится показ моей кутюрной коллекции свадебных и вечерних платьев. Там будет очень много золотого цвета — реверанс в сторону восточного менталитета. Он, конечно, сильно отличается. Если у нас можно встретиться с клиенткой один раз, обсудить все вопросы и приступить к работе, то в Дубае всё не так. Вы знакомитесь очень постепенно, не сразу, долго узнаёте друг друга. Иногда приходится встречаться пять раз! Зато потом девушка может заказать сразу 10 платьев.

— И последний вопрос: откуда у вас столько энергии на реализацию грандиозных планов?

— Для меня нет ничего важнее процесса созидания. Я работаю, чтобы работать! Это может показаться идиотизмом, но я так счастлива! О деньгах я думаю в самый последний момент, работаю за идею, за результат — это мой кайф и адреналин. Нередко всё, что зарабатываю, целиком трачу на новые коллекции и путешествия. Без этого я жить не могу. 

Всё самое интересное в наших группах Tелеграм и ВКонтакте.

ПОДПИСЫВАЙСЯ НА KAZANFIRST:

Comment section

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *