Александр Зайцев, Fujitsu: «Большинство решений в Татарстане реализованы в закрытом режиме. О них я рассказать не могу»

Александр Зайцев
Региональный представитель Fujitsu в Поволжье рассуждает, чем российский
потребитель техники отличается от зарубежного

Елена Орешина — Казань

Fujitsu для Татарстана — старый партнер. Компания одной из первых занялась автоматизацией госструктур региона. Оборудование Fujitsu стоит в Госсовете — это система электронного голосования. Выполнялись и эксклюзивные заказы — например, поставлялись компьютеры в корпусе из красного дерева. Региональный представитель компании Fujitsu в  Поволжье Александр Зайцев в интервью KazanFirst поговорил о потенциале Татарстана, векторах развития и рассказал, чем российский потребитель техники отличается от зарубежного.

— Татарстан это, наверное, один из ключевых регионов России для нашей работы. За последние 10 лет Fujitsu в республике воплощено в жизнь множество проектов и решений. О большинстве из них я рассказать не могу, потому что они были реализованы в закрытом режиме.

В республике мы работаем через партнеров — это политика компании. Представительство Fujitsu в России небольшое, поэтому мы обучаем партнеров, даем им все возможные инструменты для работы. В регионе у Fujitsu налажены партнерские отношения с «ICL-КПО ВС», «Абак», «Татинком», «Мэлт» и другими компаниями.

— В чем республика сильнее и в чем, наоборот, отстает?

— Татарстан — динамичный и при этом самобытный регион Приволжского федерального округа. Я работаю региональным представителем Fujitsu по ПФО уже 10 лет и за это время сделал для себя интересное наблюдение. Появившиеся в Москве новинки  в первую очередь появляются в Нижнем Новгороде примерно через две недели. В Казани они появляются в течение месяца. В Самаре и Уфе почти через полгода.

Ваши ИТ-специалисты не просто копируют идеи и решения, пришедшие через Москву, а придумывают что-то свое. В целом это благотворно сказывается на развитии республики. Казань не зря называют третьей столицей России, это действительно так.

Здесь все развивается очень гармонично. С точки зрения ИТ-работодателя столица республики  очень популярна. Много людей из этой сферы перебираются сюда и остаются работать, поскольку тут много крупных ИТ-компаний, которые не просто продают готовый стандартный продукт, но и создают что-то новое.

Мне кажется, секрет в том, что Казань всегда была университетским городом. И очень много людей приезжает к вам учиться. Естественно, что многие остаются работать.

Во всех регионах есть города, которые аккумулируют людей из соседних населенных пунктов. Если брать Поволжье, то, например, в Самару едут из Саратова, Ульяновска, Оренбурга и Пензы. Казань  это «город-магнит» для Ижевска, Набережных Челнов, Кирова, Чебоксар и Йошкар-Олы. А уже из таких городов, как Самара и Казань, люди перебираются в Москву или Санкт-Петербург. Хотя из Казани отток людей не такой сильный.

— Какова вероятность того, что, скажем, в ближайшие 10-15 лет, вам сможет составить конкуренцию какая-то небольшая компания и предложит продукт лучше, чем у Fujitsu?

— Такая вероятность конечно есть. Fujitsu одна из немногих компаний полного цикла, мы производим все  от комплектующих до ультрасложной техники. Не секрет, что в сегментах, в которых мы находимся, могут быть компании, которые придумывают что-то свое. Но мы тоже развиваемся, и стартапам будет сложно составить конкуренцию крупным игрокам на рынке.

Параллельно развивающиеся глобальные компании и стартапы были всегда, это неизменно. Другой вопрос, что некоторые наши конкуренты идут по пути покупки стартапов. Fujitsu, как мне кажется, идет другим путем, мы не занимаемся покупкой идей и новых бизнесов. Наша компания разрабатывает идею внутри себя, идея воплощается в производстве продукта, который выводится на рынок.

— В этом плане вероятно выгоднее вкладываться в развитие собственного персонала, чем в поиски решения на стороне…

— Именно. Fujitsu как раз вкладывается в развитие персонала.

— Сказывается ли внешнеполитическая ситуация на вашей работе?

— Нет, не сказывается. Я этого боялся. Но такой проблемы в Fujitsu нет. Конечно, европейские коллеги интересуются, что происходит. Но не более. На ИТ-рынке работают интеллигентные люди. Все с высшим образованием, с хорошим интеллектом, говорим на одном языке. Поэтому нам нечего делить, особенно в разрезе политики.

— Какие вопросы и запросы заказчиков сейчас наиболее актуальны на рынке ИТ-техники?

— Прежде всего это обработка и хранение данных. К каждой задаче необходимо подходить индивидуально. У заказчика стоит задача найти идеальное решение, хотя все понимают, что такого нет. Если бы существовал лучший в мире автомобиль, то все компании бы закрылись. Так и на рынке ИТ. Поэтому мы стараемся найти оптимальные решения.

Мы хотим хранить все свои данные. А данных становится всё больше, они постоянно становятся тяжелее. Есть данные, которые хранятся на всякий случай, и к ним не нужен оперативный доступ. Они должны занимать минимум места, но при этом, если они понадобятся, должна быть возможность быстро их найти.

С другой стороны есть данные, которые находятся в оперативном управлении — базы данных, CRM-системы и так далее. Здесь уже не так стоит проблема в объеме, как стоит задача в скорости. Причем сегодня пользователи стали очень требовательными. Недавно я читал статистику о времени ожидания пользователя отклика до появления сайта в интернете. Сейчас, если клик не сработал практически моментально, мы уходим на другой сайт. Так и с данными в рабочем режиме. Если пользователь щелкнул, а данные к нему не пришли — он начинает нервничать. Мы привыкли, что сегодня все работает быстро. Компания Fujitsu гордится тем, что у нас одни из самых быстрых систем хранения, которые дают максимальный отклик.

Другая сторона задачи — данных становится больше, и надо находить ресурсы, которые будут их обрабатывать. Если раньше на всю организацию мог быть один программист, который все за всех вводил в компьютер, то сейчас у каждого свой компьютер и каждый хочет иметь доступ к данным не только на рабочем месте, но и с портативного устройства, из дома. Это вопрос требования к ресурсам — серверы должны быть мощнее. Заказчики любят строить свои собственные облака, где хранятся данные компании. Организациям нужен доступ к виртуальным рабочим местам.

Есть еще одна тема, которая в России вообще неинтересна, но актуальна за рубежом. Это энергопотребление. В России электроэнергию пока никто не считает. Но ключевое слово «пока». Что такое сервер? Это ящик, который потребляет электроэнергию, а выдает данные. Если мы посмотрим на сервер именно в таком разрезе, то КПД сервера  это количество потребленного электричества, деленное на выданные данные. Соответственно, сейчас становится важно, чтобы первый показатель был как можно меньше, а второй  как можно больше. 

— Насколько остро стоит вопрос безопасного хранения данных?

— Если говорить о безопасности данных, эту тему стоит затрагивать в разделе персональных систем. Потерять какую-то информацию с сервера сегодня практически невозможно. Можем рассмотреть несколько ситуаций.

Например, внутри сервера что-то сломалось. В системах хранения все элементы продублированы. То есть если из строя вышла половина сервера, вторая половина будет работать. Вероятность того, что сломаются обе, крайне мала. Если же мы говорим о каких-то природных катаклизмах или опасном производстве, то имеет смысл говорить о распределенном центре обработке данных. К примеру, сейчас мы делаем один проект.

Задача такая: есть огромный завод и необходимо установить две системы хранения данных на разных концах площадки, а между ними установить репликацию. Это необходимо потому, что завод химический, и если что-то произойдет, то данные с одного сервера могут быть утеряны. Здесь же в случае аварии пользователи автоматически будут подключены к работающему серверу.

С точки зрения серверного оборудования вопрос доступа к ним злоумышленниками снимается. Но есть такая проблема, как безопасность рабочих мест. Эта задача связана в основном с персональными устройствами, потому что иногда на них хранятся данные, стоимость которых в разы превышает стоимость самого устройства. И здесь масса различных решений.

Смарт-карты, датчики отпечатка пальца и другие методы защищенного доступа. У Fujitsu есть уникальное решение — это сканер отпечатка ладони Fujitsu PalmSecure. Технология в следующем: к считывающему устройству подносится ладонь и по капиллярам определяется человек. На текущий момент это одно из самых передовых решений по безопасному доступу к устройству. 

— Вы сказали, что в России пока не особо актуальны темы энергоэффективности и экологичности. Какие еще отличия в использовании вашей продукции в частности и ИТ-решений в целом есть между Россией и другими странами?

— Мне кажется, что за границей пользователи уже прошли этап шопоголии и более ответственно подходят к выбору продукта. Основательно взвешивают все «за» и «против», меньше ведутся на рекламные уловки и выбирают пусть не самый яркий продукт в плане оформления, но зато более производительный или надежный. В России же пока не наигрались и часто ведутся именно на стиль вещи  пусть это будет не такая производительная и полезная техника, зато красивая и ультратонкая.

К тому же в России есть странная погоня за дешевизной. Многие забывают, что хорошая вещь не может стоить дешево. У нас ключевую роль часто играет цена. Это странно, особенно в случае с государственными тендерами, где требуется качественная техника, а госучреждения нередко пытаются занизить стоимость заказа.

Но ситуация меняется. Сейчас люди учатся на своих ошибках и начинают смотреть на продукт со стороны. Я думаю, в России тоже скоро произойдет качественное изменение в плане выбора более надежной и производительной техники, нежели модной и стильной. 

Фото: Егор Алеев

Всё самое интересное в наших группах Tелеграм и ВКонтакте.

ПОДПИСЫВАЙСЯ НА KAZANFIRST:

Comment section

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *