потребителей в Татарстане.
Вспоминая события уходящего года, на ум приходят мартовские события: огромные очереди у банкоматов, полупустые полки магазинов и взлетевшие до небес ценники. Однако спустя время люди отнесли деньги обратно в кассы банковских отделений, магазины заполнились новыми товарами, а цены хоть и не все вернулись на прежние значения, но, по крайней мере, перестали кусаться. Пессимистичные сценарии с исчезновением большинства привычных товаров и повсеместным дефицитом не сбылись. На рынке потребительских товаров наблюдается все то же изобилие, что и год назад, а покупатели могут приобретать продукты и вещи по оптимальным ценам, благодаря многочисленным акциям и распродажам.
Розничная торговля в Татарстане сократилась
И все же торговля в Татарстане выросла только номинально – если сравнивать их с показателями прошлого года, жители республики сократили свои расходы. Согласно последним данным Татарстанстата за первые 10 месяцев 2022 года, оборот розничной торговли в республике составил 997 млрд рублей, что на 2,4% меньше, чем годом ранее. При этом до 461 млрд рублей увеличились продажи продовольственных товаров – с января по октябрь показатели на 5% превысили прошлогодние. А вот продажи непродовольственных товаров наоборот, снизились на 7,9%, до 540 млрд рублей. Оборот розничной торговли на душу населения в январе-октябре 2022 года составил 256,6 тысяч рублей.
— В январе-октябре 2022 года оборот розничной торговли на 92,4% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети, доля рынков в объеме оборота розничной торговли составила 7,6%, – отмечается в документе.
И даже традиционный рост потребительской активности перед новогодними праздниками не стимулировал продажи – согласно недавним исследованиям, траты россиян на подготовку к главному празднику в году сократились на 17% по сравнению с 2021 и составили 1,8 млрд рублей.
Продовольственный рынок меньше импортозависим, чем непродовольственный
По словам аналитика «Финам» Анны Буйлаковой, устойчивость продовольственных продаж была обеспечена ежедневной необходимостью продуктов питания – динамика спроса на продукты меньше подвержена экономическим циклам, нежели продажи товаров длительного пользования. Производство продовольствия также отличается меньшей импортозависимостью, чем, например, сегменты бытовой техники или автопрома.
– Первая половина года была ознаменована резким ростом потребительских цен на фоне ослабления национальной валюты, повышения рыночной неопределенности и изменения устоявшихся коммерческих отношений. Хотя потребительский сектор в целом не подвергся прямым санкциям, косвенные меры, такие как отказ транспортных компаний доставлять грузы в Россию, увеличение страховых премий на морские перевозки, сокращение ассортимента или полный уход международных компаний, оказали влияние на операционную деятельность ретейлеров, – пояснила эксперт.
Как ретейлеры выдержали натиск ограничений?
Адаптируясь к новым условиям, ретейлеры заменили выбывающий европейский ассортимент товарами из других стран (Азия, Ближний Восток, Китай) а также усилили предложение товаров собственных торговых марок и расширили сотрудничество с российскими производителями. Так торговая сеть «Лента» ввела в ассортимент более 1,5 тысячи товаров собственного бренда, а за первое полугодие 2022 года поставщиками компании стали 314 локальных производителя.
– К концу второго квартала 2022 года мы приблизили качество взаимодействия с поставщиками к январским уровням, выстроили новые логистические цепочки, наладили процесс расчетов с иностранными контрагентами. Помимо этого, нам удалось вывести новые товары на полки наших магазинов и значительно расширить базу поставщиков «Ленты», – сообщили нам в пресс-службе компании.
Активно осваивается ритейлерами параллельный импорт. Благодаря этой схеме стала доступна продукция брендов, ушедших из России. По ней в магазины завозят импортные алкогольные напитки ушедших брендов, причем цены на большую часть из них остались прежними. Ту же схему ритейлеры используют и для доставки других товаров.
Снижение реальных располагаемых доходов сказывается на поведении потребителей: они чаще экономят, ищут промо-предложения.
– На сегодняшний день покупатели «Ленты» более склонны к приобретению товаров более низкого ценового сегмента, а также к сокращению расходов на непродовольственные товары и товары для развлечений, – заметили в пресс-службе компании.
Продовольственный рынок защищен государством
Эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Дмитрий Пучкарев считает, что 2022 год был в целом неплохим для продовольственного ритейла. Сектор относится к защитным секторам экономики — спрос на услуги остается стабильным даже в периоды турбулентности в экономике.
– Сектор в первом полугодии был бенефициаром роста инфляции в РФ. Во втором полугодии эффект компенсировался ростом инфляции издержек. В непродуктовом сегменте ситуация сложнее из-за сбоев в логистике, проблем в торговле со странами запада, а также снижения потребительской уверенности. В целом можно сказать, что 2022 год стал для отрасли вызовом, но особых проблем удалось избежать, – поделился собеседник.
Основным трендом для сектора эксперт назвал разгон инфляции в России – благодаря этому продуктовый ритейл показал сильные финансовые результаты в первом полугодии. Также сохраняется тренд на рост онлайн-продаж, особенно в непродуктовом сегменте — из-за этого растет конкуренция с крупными представителями e-commerce сегмента. Еще одним трендом в продуктовом сегменте стал активный рост формата дискаунтеров на фоне снижения реальных доходов населения.
– В 2023 году подобных разгонов инфляции не ожидается. В продуктовом сегменте ситуация должна быть стабильной, в фокусе останутся дискаунтеры, онлайн-сегмент. В непродуктовом ритейле ожидается улучшение на фоне перестраивания логистики. Высокая конкуренция с онлайном сохранится, – прогнозирует Пучкарев.
Дефицита не наблюдается
По мнению финансового аналитика группы компаний CMS Станислава Бовта, розничный потребительский продовольственный рынок в 2022 году испытал потрясения, скорее, более психологического свойства, нежели экономического характера.
– Весной наблюдался непродолжительный ажиотажный спрос на основные продукты питания, которые, как оказалось в дальнейшем, были вызван скорее проблемами с логистикой. Летом и осенью ситуация стабилизировалась, но некоторые известные бренды ушли с нашего рынка. Замещение не заставило себя долго ждать. Например, самый продаваемый в мире напиток кофейного цвета был успешно заменен российским аналогом и дефицита его на данный момент не наблюдается, – вспомнил эксперт.
Бовт перечислил, с какими вызовами столкнется продовольственный ритейл в будущем году: сокращение ассортимента и ухудшение качества продуктов, (особенно в дешевом ценовом сегменте) уход некоторых сетевых компаний. Но свято место не бывает — Бовт не сомневается, что на место ушедших придут новые игроки.
– Что касается непродовольственного рынка – параллельный импорт сделал свое дело. Дефицита электроники и бытовой техники не наблюдается и вряд ли он возникнет в будущем. Несмотря на уход с нашего рынка некоторых известных брендов одежды, я считаю, в этом сегменте недостатка качественных товаров нет и в следующим году не предвидится, – уверен аналитик.
Член фракции КПРФ в Госсовете РТ Николай Атласов заметил, что сектор продовольственной торговли действительно чувствует себя неплохо: сельское хозяйство и производство продуктов питания наиболее сильно продвинулись в части импортозамещения.
– В отличие от промышленного производства, которое только начинает этот процесс (до этого в основном было балабольство на тему импортозамещения со стороны министра Мантурова), в сельском хозяйстве начался реальный процесс импортозамещения начался после Крымских событий 2014 года. Тогда же начался рост производства в продовольственном секторе. Им помогли наши ответные санкции по блокированию значительной части западного продовольствия на наш рынок. И сейчас даже уход каких-то западных продовольственных компаний не имеет критического воздействия. Сильно пострадали наши граждане от ухода Кока-колы? Нет, – рассуждал политик.
Политик подчеркнул, что проблемы потребительскому рынку добавляет не только сокращение ассортимента, но и значительный рост цен, обусловленный в том числе удорожанием логистики. Восстановить спрос будет не просто, так как кризисные явления продолжаются. Свою роль накладывают и последствия от СВО.
– Поэтому я не жду каких-то сильных изменений к лучшему в этом секторе. Более того, я ожидаю, что в целом потребление будет и дальше сокращаться, – резюмировал Атласов.
Comment section