Коррупция, коррупция и еще раз коррупция: в прекрасной России будущего этого слова не существует, но пока имеем то, что имеем. Мздоимство, конечно, старо как мир: у простых людей уже даже атрофировалась способность удивляться заголовкам, посвященным очередной взятке. Кого-то ловят, кого-то сажают, а кто-то выходит сухим из воды. Редакция KazanFirst решила вспомнить самые громкие дела минувшего года.
10 лет «строгача» за взятку для бывшего борца с коррупцией
Ирония судьбы – это не только поднадоевший советский фильм, но и описание дела бывшего начальника отдела по борьбе с коррупцией УЭБиПК Рустема Нариманова. Судом доказано, что он незаконно присвоил себе пять миллионов рублей через афилированные фирмы и еще получил взятку в таком же размере.
Доказано, что Нариманов причастен к сдаче в лизинг несуществующего завода, а также фиктивной поставке оборудования для бетонного завода в Златоусте. Поставщиками выступали компании, принадлежащие бизнесмену Семену Емельянову — они с Наримановым знакомы с детства. Емельянов по указке Нариманова подписал договор с «Татлизингом» и получил на счёт своих фирм чуть больше пяти миллионов рублей бюджетных средств. Нариманов якобы сам хотел заняться этим бизнесом, но не мог этого сделать, пока занимал должность в МВД. Дальше — классика. Помимо этого Нариманов обвиняется в получении взятки в пять миллионов рублей в качестве платы за «крышу» компаний Емельянова. Обвинение уверено, что Нариманов в течение нескольких лет грозил Емельянову всяческими проверками и даже проводил их, а за отсутствие проблем требовал мзду.
В ходе следствия Нариманов так и не признал вину. Он настаивал, что его «заказали». В итоге суд приговорил бывшего борца с коррупцией к 10 годам строгого режима, лишили звания подполковника и запретили занимать должность в правоохранительных органах еще в течение трех лет после освобождения. Помимо этого Нариманов будет обязан выплатить государству штраф в размере 36 миллионов рублей. Учитывая время, проведенное в СИЗО, мужчине остается сидеть около восьми лет.
Восемь лет вместо девяти для Павла Лоханова
Свой приговор выслушала и еще одна небезызвестная в Казани личность: экс-глава татарстанского отделения ФСС Павел Лоханов (ударение на первую «о» — Ред.). Он обвинялся в получении взятки в 2,4 миллиона рублей. Ещё в октябре 2020 года ФСС заключил контракт с «РСС-Мед» на поставку специальных средств реабилитации для инвалидов. Сумма контракта — больше 56 миллионов рублей. В процессе выполнения контракта ФСС якобы выявил у подрядчика ряд нарушений и подал на него иск в Арбитражный суд — фирму даже оштрафовали на 100 тысяч рублей. Уже позже, в августе 2021 года, Лоханов, как считает обвинение, предложил руководителю фирмы Максиму Ледянкину встретиться в ресторане «Аль Фахир». Там он озвучил предложение «уладить вопрос» за вознаграждение в скромные четыре миллиона рублей. После этого состоялось еще несколько встреч, а 21 сентября Лоханов забрал Ледянкина на своей машине «Инфинити». А вот дальше — классический сюжет из фольклора с чиновниками, взятками и погоней. Меченые 2,4 миллиона рублей номиналом по пять тысяч лежали в черном пакете. Лоханов попросил бросить пакет с деньгами на заднее сиденье, и тут к машине со всех сторон побежали оперативники. Окружить «Инфинити» сразу не удалось — Лоханов успел проехать ещё какое-то расстояние и сбросить пакет на улице Тэцевской. Так что само изъятие взятки произошло уже за пределами автомобиля – на протяжении всего следствия это был главный аргумент защиты. Адвокаты Лоханова четыре раза пыталась заявить ходатайство о переквалификации статьи на более мягкую — «покушение на мошенничество», аргументируя тем, что деньги в руки их клиента так и не попали — их ведь забрала полиция при задержании с поличным. Все четыре раза это ходатайство было отклонено.
В итоге Московский районный суд Казани приговорил экс-начальника татарстанского отделения ФСС к девяти годам колонии – и это при том, что обвинение запрашивало для Лоханова 12 лет лишения свободы и штраф в 160 миллионов рублей. Сам подсудимый так и не признал свою вину. Позже Лоханов обжаловал решение районной инстанции в Верховном суде Татарстана – там ему скостили один год.
Думали две взятки, а оказалось — 56
В минувшем году стартовало дело начальника надзорного отдела ГУ МЧС России по РТ Линара Сунгатуллина. Оно интересно тем, что начиналось с двух взяток, но за время следствия их количество каким-то образом возросло до 56.
По версии следствия, подполковник взимал с предпринимателей по 100-200 тысяч рублей за содействие в получении организациями лицензий МЧС без надлежащих проверок. Свидетели-взяткодатели, являющиеся главами фирм, дают в суде весьма противоречивые показания. Ни один из них не только не указывает напрямую на Сунгатуллина, но и в принципе не в курсе, передавались ли деньги кому-либо из сотрудников МЧС. Все операции выполнялись через третьих лиц.
Сам Сунгатуллин категорически отрицает обвинение. Он настаивает, что по должностным инструкциям выполнение тех обязанностей, которые вменяет следствие, в его компетенцию не входит.
— Органы следствия искусственно завысили тяжесть обвинения для заключения меня под стражу, — заявил Сунгатуллин.
Этому делу еще далеко до завершения.
Мошенничество в структуре МЧС
На скамье подсудимых оказался замминистра по делам ГО и ЧС РТ Олег Степущенко – видная личность для Татарстана: в прошлом начальник штаба МВД по РТ, полковник полиции в отставке. Когда-то нынешний подсудимый даже метил на место небезызвестного Бориса Петрова — экс-начальника татарстанского отделения Ростехнадзора, погоревшего на мошенничестве в особо крупном.
Степущенко обвиняется в растрате больше 40 миллионов рублей, злоупотребление должностными полномочиями и препятствование осуществлению коммерческой деятельности. Рядом с ним на скамье подсудимых экс-сотрудник МВД РТ Константин Кабальнов— когда-то они вместе со Степущенко работали в МВД. Замминистра МЧС по РТ вменяются четыре эпизода мошенничества. Один эпизод препятствования предпринимательской деятельности Степущенко и Кабальнов делят на двоих, ещё один эпизод у Кабальнова отдельный — всего в деле шесть эпизодов.
По версии следствия, в период с 2013 по 2019 год МЧС РТ заключило государственные контракты с коммерческими организациями ООО «Спецлаб-Казань» и ООО «Территория безопасности» на выполнение работ по монтажу речевых сиренных установок системы оповещения населения на сумму почти 57 миллионов рублей. Степущенко подписывал акты выполненных работ подрядной организации через несколько дней после завершения торгов, при этом фактически работы были выполнены только в следующем году. Деньги из бюджета Татарстана были выделены на обеспечение работы всех 190 сиренных установок, из которых сейчас исправны лишь около 30%.
Помимо этого Степущенко с Кабальновым требовали от предпринимателей заключения договора с подконтрольной Степущенко компанией на сопряжение локальных систем оповещения на потенциально опасных и критически важных объектах республики, без которого отказывались принимать её в эксплуатацию. Интересно, что прописанные в договоре работы выполняли подчиненные Степущенко сотрудники МЧС РТ совершенно бесплатно — якобы в рамках исполнения ими своих должностных обязанностей. А ещё Степущенко в течение пяти лет до момента задержания склонял коммерческую организацию на безвозмездной основе исполнять договорные обязательства ГБУ «Служба 112» перед её контрагентами. В случае отказа нынешний обвиняемый угрожал не принимать в эксплуатацию построенные ЛСО.
МЧС выделило на создание комплексных систем экстренного оповещения населения (КСЭОН) 42,8 миллиона рублей — на эту же сумму ведомство предъявило Степущенко гражданский иск. По техзаданию и рекомендациям разработчика системы должны были иметь проводные каналы связи, но Степущенко решил иначе: он выбрал беспроводное соединение, благодаря чему смог привлечь к исполнению работ подрядчика «Спецлаб-Казань». В благодарность данная организация трудоустроила сына Степущенко, которому исправно платила зарплату и делала отчисления в Пенсионный фонд, даже когда он находился на службе в армии в другом регионе России. Сразу после задержания отца сын Степущенко вместе с семьей переехал в одну из стран Западной Европы.
В данный момент Степущенко находится под домашним арестом. Он не признает вину.
Разоблачение коррупционной схемы Ростехнадзора и КВЗ
Это дело до суда еще не дошло, но нашумело нехило. Заместителя начальника Приволжского управления Ростехнадзора Александра Игонова и сотрудника Казанского вертолетного завода Ильдара Мустафина отправили в СИЗО по подозрению в мошенничестве. По версии следствия, они с использованием своего служебного положения инициировали заключение невыгодного договора между ООО «Группа «Энергострой» и подконтрольной Игонову фирмой «Спектрострой» на оказание услуг строительного аудита Казанской ТЭЦ-1. Полная сумма договора не озвучивалась следствием, а вот похищенная составляет пять миллионов рублей. Помимо этого в деле фигурируют некие неустановленные лица, а «Группа Энергострой» получила статус потерпевшей стороны.
Игонов работает в ведомстве совсем недавно. Он занял нынешнюю должность только в 2021 году. Мужчина закончил Казанский Государственный технический университет им. А.Н.Туполева по специальности вертолетостроение и является советником государственной гражданской службы Российской Федерации второго класса. Затем в его биографии образуется вакуум. Есть версия, что Игонов был связан с силовыми структурами. Мустафин тоже получил должность совсем недавно и пока занимает его с приставкой «и.о.». На КВЗ он отвечал за стратегическое развитие и взаимодействие с промышленными предприятиями.
Сотрудники спецслужб полагают, что за определенное вознаграждение от разных коммерческих структур подозреваемые вводили в эксплуатацию опасные объекты.
Ростехнадзор далеко не впервые оказывается в центре коррупционного скандала. В декабре прошлого года казанский суд вынес приговор экс-руководителю Приволжского управления Ростехнадзора Борису Петрову. Его признали виновным в превышении должностных полномочий. В 2019 году он помешал компании ООО «Энерго-Инжиниринг» получить разрешение на ввод установки в эксплуатацию. Петров настоял на особом порядке рассмотрения дела, получив в качестве наказания штраф в смешные 60 тысяч рублей.
Comment section