деятельности. 85% законов посвятили вопросам социального обеспечения населения.
О самых важных и резонансных инициативах читайте в материале KazanFirst.
Прошлый год был непростым по всем фронтам, однако законотворческая деятельность в таких условиях не только не прекращается, но и усиливается. В 2022 году парламент Татарстана принял более 200 законов, 85% из которых имели социальную направленность. Однако не меньшее значение для республики имели и изменения федерального законодательства.
Мы поговорили с татарстанскими депутатами, попросив их назвать наиболее важные законы минувшего года, которые больше всего повлияли на республику.
Представитель ЛДПР Эдуард Шарафиев (который, к слову, ушел добровольцем на СВО и сейчас находится на линии боевого столкновения) закономерно призвал, прежде всего, учесть, как на законодательную деятельность повлияла специальная военная операция.
– Наша жизнь сильно изменилась, в том числе благодаря принятым в русле реализации задач СВО федеральным законам. Ужесточилась ответственность в рамках уголовного законодательства, связанная в том числе с распространением фейковой информации в отношении хода военных действий и оценок нашей армии. Огромное влияние на нашу жизнь оказали такие решения, как частичная мобилизация, затронувшая интересы большого количества граждан, – сказал депутат.
Шарафиев отметил, что и федеральное законодательство активно реагировало на социальные вызовы, а уровень социальной поддержки наших граждан на фоне СВО и западных санкций был довольно высоким.
– Вместе с тем, кое-какие инициативы, выдвинутые на уровне Госдумы, я бы не признал конструктивными. Например, на мой взгляд, не стоит слишком сильно вводить ограничения в отношении наших граждан, бежавших за рубеж и работающих на удаленке. Это очень деликатная сфера. Нужно стараться все-таки вернуть большую часть из них домой. А жесткие репрессивные меры будут их только ожесточать, – считает собеседник.
Что касается деятельности Госсовета Татарстана, Шарафиев подтвердил, что в этом законодательная практика имела выраженный социальный характер.
– Причины те же – надо было оказывать поддержку нашим гражданам на фоне СВО и санкций. В принципе, многие татарстанские законы были приняты в развитие федеральных инициатив по социальной поддержке. Такую же социальную направленность имели принятые в этом году нормативные акты правительства, в частности, по поддержке мобилизованных граждан, – сказал депутат.
Представитель партии «Справедливая Россия — За правду» в Госсовете РТ Альмир Михеев обратил внимание, что весь год страну лихорадило законами, событиями и решениями, которые влияли на Татарстан и другие регионы.
– Сначала обсуждалась муниципальная реформа, в ходе которой собирались отказаться от двухуровневой системы муниципалитетов в пользу одноуровневой. Я планировал выступать против этого, потому что в Татарстане есть свой хороший положительный опыт. Потом неожиданно грянула СВО, и все остальные события на этом фоне померкли, – считает депутат.
Он напомнил, что в конце минувшего года приняли изменения в Конституцию Республики Татарстан, которые в том числе поменяли наименование главы республики.
– И хоть это и выглядит резонансно для общественности, но соответствующее решение на федеральном уровне принято давно, и Госсовет просто приводит законодательство в соответствие федеральному. Нельзя расценивать переименование как главный удар по федерализму – сама суть федеративных отношений в стране потеряна не сегодня, – заявил Михеев. – И если говорить о самом главном законе, который в наибольшей степени повлиял на Татарстан и его жителей, то, конечно, это был не федеральный закон, а решение президента о проведении специальной военной операции. Это историческое решение, вносящее изменения как внутри страны, так и на международной арене, и последствия этого решения будут с нами не только в 2022 году.
Депутат республиканского парламента от КПРФ Николай Атласов в свою очередь заявил, что традиционно одним из самых важных является закон о бюджете Татарстана, в данном случае – на 2023 и плановый период 2024 и 2025 годов.
– Понятно, что бюджет дефицитный, размер которого превышает 27 млрд рублей в каждом из предстоящих трех лет. Фракция КПРФ считает, что следовало бы значительно усилить социальную составляющую в расходах, например, в части поддержки малоимущих слоев населения. Так что этот документ далек от желаемых стандартов, – посетовал политик.
Большое значение, на его взгляд, имеют принятые депутатами нашего парламента в этом году решения относительно специальной военной операции и новых территорий России.
– В первую очередь я имею в виду апрельское обращение Госсовета Татарстана к президенту России Владимиру Путину в поддержку СВО. Также я бы хотел выделить те решения, которые касаются роли Татарстана по обеспечению шефской помощи городу Лисичанску. В частности, утверждение десятого заместителя премьер-министра Татарстана Евгения Варакина, который на месте курирует вопрос восстановления города и гуманитарной поддержки его жителей, – напомнил Атласов.
По его мнению, это кадровое решение свидетельствует о том, что Татарстан придает важное значение этим вопросам, а новая должность позволяет успешно решать эти вопросы в координации с правительством республики.
– Из знаковых законов, принятых в 2022 году и имеющих важное политическое значение, отмечу закон о ликвидации Конституционного суда РТ. Я не оцениваю этот закон положительно, но его значимость в том, что он четко отражает политическое движение нашей страны в сторону унификации регионов, – поделился парламентарий.
Атласов убежден, что этим законом ликвидируется один из последних элементов особого политического статуса нашей республики.
– Негативно оцениваю инициативу Госсовета РТ по изменению федерального законодательства, касающуюся «мусорной реформы». Предлагается передать региональным операторам, которые в настоящее время оперируют твердыми коммунальными отходами, также отходы строительства и ремонта. На мой взгляд, нужно сначала разобраться с результатами деятельности регоператоров, которые провалили работу по твердым коммунальным отходам. Теперь им еще хотят передать строительные отходы, хотя у нас до сих пор не налажена системная работа с ТКО. Я бы вообще поставил вопрос о смене регоператоров, – заявил Атласов.
Депутат Казгордумы, замглавы партии «Коммунисты России» Альфред Валиев напомнил, что в минувшем году законов было принято много.
– Самыми важными считаю законы о поддержке мобилизованных и участников СВО, а также направленные на укрепление обороноспособности государства. Также отмечу долгожданный закон о запрете пропаганды ЛГБТ – патриоты десятки лет ратовали за этот закон, и наконец-то он был принят. Горячо приветствую создание Всероссийской детской организации, надеюсь, что воспитанием наших детей государство займется всерьез и надолго.
Валиев также порадовался, что Татарстан первым из регионов России запретил продажу так называемых энергетических напитков несовершеннолетним. Он надеется, что будет принят аналогичный федеральный закон.
– Вызвало недоумение и негодование абсолютно ничем не обоснованное повышение тарифов на газ и услуги ЖКХ. Это аморально – кому-то дополнительная прибыль, а у кого-то зубы на полку, – возмущается собеседник.
При этом у депутата есть серьезные опасения, что, несмотря на все обещания правительства, в следующем году тарифы все равно поднимут.
– Отдельно по повышению цен на ОСАГО. Страховщики стонут о якобы убытках, но в целом каждый год страховой сектор отчитывается о прибылях. Считаю необходимым принятие закона о дополнительном обложении прибыли страховых компаний, а еще лучше – переход обязательной страховой ответственности гражданина, не только автогражданской, а вообще любой, установленной как обязательное страхование, под контроль и в доход государства. Раз государство обязало, пусть государство контролирует и получает доход в бюджет, – заявил Валиев.
По ранее принятым законам депутат отметил введение прогрессивной ставки налогообложения в 15%.
– Вместо запланированных правительством 60 млрд рублей было собрано боле 150 млрд, а эти деньги, напомню, имеют целевое назначение, и предназначены для лечения детей с редкими, хроническими и тяжелыми заболеваниями. Кроме того, на эти средства должны закупать дорогостоящие лекарства, технику и средства реабилитации, – сказал собеседник.
В будущем партийцы рассчитывают на принятие законов, направленных на развитие инфраструктуры, а не многоквартирного жилья – в первую очередь, в сельской местности: дороги, коммуникации, социальные объекты, о чем неоднократно повторяет президент России.
– Вместе с тем считаем необходимым принятие законов о возврате из частной собственности неэффективно использующихся бывших муниципальных или государственных предприятиях, проходящих череду банкротств или реорганизаций, и создании на их базе эффективных государственных/муниципальных предприятий. С этой инициативой мы обязательно выступим в ближайшее время, – резюмировал Валиев.
Comment section