По данным аналитиков, за пандемийный год кинотеатры собрали около 55 миллиардов рублей, а за 2022-й — лишь 21 миллиард. Кажется, что люди стали реже ходить. Да и ходить, собственно, не на что: если раньше выбор ломился, как новогодний стол, сегодня приходится выбирать из картин с рейтингом 5 на Кинопоиске. Тот же «Аватар», собравший в мире за каникулы более двух миллиардов рублей, у нас в Казани можно было посмотреть лишь в одном кинотеатре, да и то нелегально. Мы поговорили с экспертами о том, как кинотеатры пережили новогодний уик-энд и чего вообще стоит ждать российскому зрителю?
По оценке руководителя отдела маркетинга сети кинотеатров «Синема 5» Артема Павловского, результаты новогодних сборов вышли средними. Был потенциал повышенных сборов, но он реализовался не в полном объеме. Итоги праздничной недели находятся примерно на уровне 2022 года. Фаворитом среди новогодних премьер с большим отрывом стал «Чебурашка», который, по прогнозам, точно продолжит собирать залы еще несколько недель. Далее идет российская анимация «Иван-царевич и Серый волк-5», ставший уже традиционным мультфильмом для новогоднего кинотеатра. И тройку лидеров замыкает фильм «Непослушник-2». Повышенный интерес к семейным картинам отмечают не только крупные сети, но и локальные кинотеатры.
— Люди ходят в кинотеатры очень активно, семейный просмотр и семейные картины сейчас в тренде. Мы в этом году за каникулы заработали в полтора раза больше, чем в прошлом. Это очень хороший результат — эти новогодние каникулы мы считаем удачными для проката. Бесспорный лидер сборов, конечно, «Чебурашка», — говорит директор кинотеатра «Мир» Миляуша Айтуганова.
По ее словам, по сравнению с крупными федеральными киносетями муниципальные кинотеатры чувствовали себя вполне комфортно, так как не сильно были привязаны к голливудским фильмам и имели своё репертуарное планирование.
— Мы сделали ставку на другой контент, и в итоге все муниципальные кинотеатры остались на плаву, никто не закрылся. Более того, в 2022 году по некоторым позициям было увеличение в динамике. Еще Пушкинская карта стала для кинотеатров палочкой-выручалочкой. На ней мы сделали хороший валовый сбор и отработали в этом году на татарстанских фильмах больше, чем когда-либо, — добавляет собеседница.
Руководитель кинотеатра им. Ленина Александр Ишимов не совсем согласен с коллегой, но так же отмечает, что «Чебурашка» спас положение — практически все каникулы во всех кинотеатрах на нем были полные залы.
— Каждый из фильмов принес свою кассу, но нельзя говорить, что сейчас есть тенденция на детские и семейные фильмы. Нечего было достойного смотреть, тем более «Чебурашка» занял информационное поле на 100%. Если бы в информационном поле был другой фильм, я не думаю, что «Чебурашка» столько собрал бы. «Синие человечки» («Аватар». — Ред.) всю кассу, конечно же, забрали бы себе, — считает Ишимов. — Спад зрителей есть, переориентировать зрителя достаточно сложно. Мы, конечно, продолжаем показывать семейные картины, но они уже немного другого качества и другого посыла. Есть запрос на все, что запрещено. Зритель воспитан на американском кино. Когда у нас появилось подобное — «Ночной дозор» — это был настоящий бум, кинотеатры ломились. Сейчас много провальных картин, в российское кино многие не верят. Хотя есть достойные картины и каждый фильм имеет своего зрителя.
Проблема российского кино, по мнению Ишимова, в слабых сценариях — хороших сценаристов в России очень мало, их можно пересчитать по пальцам. В этом году большие ставки делаются на картину «Воланд», но она пока не вышла из-за множества пересъемок и досъемок сцен.
Также в 2023 году выйдут такие мировые премьеры, как, например, «Безос», «Форсаж 10», «Звёздный путь 4», «Флэш», «Индиана Джонс и циферблат судьбы», «Миссия Невыполнима 7», «Дюна 2», «Вилли Вонка» и многие другие. Только вот давать прогнозы, будут ли они показаны в России, сейчас не берется никто. Конечно, можно показывать и пиратские версии хорошего качества (и даже в 3D), как поступили некоторые кинотеатры с «Аватаром», использовав другое название фильма. Только, по словам экспертов, крупные киносети на это никогда не пойдут из-за огромных штрафов, превышающих доход от проката в разы.
— Прогнозы сейчас сложно делать. Российские дистрибьюторы, которые раньше работали с Голливудом, ведут переговоры, но давать обещания и называть какие-либо определенные фильмы бесполезно — этого никто не может сделать. Но активно ведется поиск и контента из других стран: есть европейские частные независимые дистрибьюторы, которые продолжают работать с Россией. Все компании, которые в России работали с крупными мейджорами, ищут себе сейчас партнеров в Корее, в Китае, кто-то даже на Болливуд смотрит с надеждой, — говорит Айтуганова.
Ишимов разъясняет, что сейчас основные дистрибьюторы ушли с российского рынка. При этом команды (которые выпускали Дисней, Юниверсал и так далее) этих компаний остались: они пока выпускают российские фильмы, но ждут, пока зарубежные студии дадут добро, появится официальный дистрибьютор.
— Раньше я знал, какие фильмы буду ставить, за полгода. За три месяца у нас был уже полностью согласован репертуар. Сейчас мы утверждаем репертуар за три недели до начала месяца, — рассказывает руководитель кинотеатра. — Надеюсь, рынок потихоньку восстановится. Поход в кино всё-таки один из самых дешевых досугов. Зритель будет, и его надо воспитывать — пока подстраивать спрос под предложение. Я руки не опускаю и надеюсь, что зритель вернется в больших количествах, но сейчас нельзя предсказывать, какие именно фильмы будут показывать даже в этом году.
Крупные сети, по словам представителя «Синема 5», ждут ряд крупных премьер (например, «Вызов» — первый фильм в мире, снятый в космосе), продолжение фильма «О чем говорят мужчины», «На солнце вдоль рядов кукурузы», «Холоп-2» и другие. Прокатчики надеются, что показатели 2023 года не будут уступать показателям 2022-го.
— По моим данным, обсуждается законопроект, который позволит кинотеатрам легально демонстрировать новинки зарубежного кино и не заниматься полулегальной практикой «предсеансного обслуживания». Надеемся, что большинство зарубежных премьер зритель всё же увидит уже в ближайшее время. Конечно, сегодня о восстановлении говорить преждевременно. На наш взгляд, индустрия еще не прошла плато, но находится уже близко к нему. Наверное, правильно будет сказать, что сегодня мы смогли на 80% адаптироваться к текущим реалиям. Уже можем выстроить некую стратегию и перспективы дальнейшей работы. Но стоит отметить, что киноиндустрия сейчас переживает не лучшие времена. Пока держимся, — оптимистично подытожил Павловский.
Comment section