Исследователи Института истории Марджани выступили против этой затеи.
Казанские историки и исследователи Золотой Орды вступились за строго объективное научное изучение и популяризацию средневековой истории татар Башкортостана. Эта тема стала одной из центральных на Международном Золотоордынском форуме «Цивилизационное значение принятия ислама Волжской Булгарией и Золотой Ордой: интеграционные процессы в Средневековой истории России».
Необходимость заявления об объективном научном исследовании истории татар связана с инициативой и экспертной подготовкой в Башкортостане создания Музея кочевых цивилизаций в Чишминском районе. В частности, составляющими элементами этого музея должны стать мусульманские мавзолеи Хусейн-бека и Тура-хана. Ранее мы подробно рассказывали об этой инициативе соседней республики.
Все участники форума после завершения трехдневных секционных тематических заседаний в стенах Института истории имени Марджани приняли итоговую резолюцию, которая как раз и выражает магистральную линию собравшихся ученых и исследователей.
«Международный золотоордынский форум призывает широкую общественность поддержать объективное научное изучение средневекового Золотоордынского государства, исключить неоправданную политизацию событий и отдельных культурных явлений, считать ненаучными попытки разделить наследие по национальному признаку, а также использовать историко-культурное наследие Золотой Орды в качестве идеологического инструмента.
Форум считает насущной необходимостью популяризацию и сохранение историко-культурного наследия Улуса Джучи, которое представляет собой общее достояние Евразии и мировой цивилизации. Такие памятники археологии, как комплекс Болгарского музея-заповедника в Татарстане, объекты музейного археологического комплекса в Селитренном городище Астраханской области, золотоордынского города Укек в Саратовской области, мавзолеи Хусейн-бека и Тура-хана в Башкортостане и многие другие, являющиеся неотъемлемой частью культурного наследия Золотой Орды и тюрко-татарских ханств, требуют комплексного изучения и популяризации ради укрепления национального и конфессионального согласия и единства многонационального народа России».
Что на самом деле стоит за попыткой создания такого тематического музея в Башкортостане? Почему эту идею можно расценивать как посягательство на историко-культурное наследие татарского населения соседней республики? На эти вопросы специально для KazanFirst ответил Искандер Измайлов, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник института истории Ш.Марджани.
— Искандер абый, что происходит в Башкортостане, почему такое внимание из Казани к теме создания Музея кочевых цивилизаций?
— По публикациям в СМИ я вижу, что в Башкортостане хотят представить этот мавзолей в качестве какого-то апофеоза развития кочевой цивилизации. Но мне кажется, что это очень неубедительная и неплодотворная идея.
Дело в том, что есть этапы освоения земледельческим населением бассейна реки Белая, то есть это современный Восток Татарстана и дальше на Восток до Уфы, Северо-Западные районы Башкортостана. В период с X по XIII век, в период Волжской Булгарии, границы оседло-земледельческой цивилизации в этом регионе не шли дальше реки Шешма. Фаяз Шарипович [Хузин, археолог Татарстана] на форуме говорил, что там есть некий Гулюковский могильник в Мензелинском районе РТ, что намного западнее от реки Шешма (могильник под деревней Гулюково, у берега реки Ик). Во-первых, он плохо исследован. А что исследовано, то не опубликовано. А во-вторых, этот Гулюковский могильник — это наслоение погребений разных эпох. И какие из них какие? Там есть погребения с северной ориентировкой — погребения вне мусульманской традиции. Есть также погребения по мусульманским традициям. Пока не будет нормальной публикации, говорить, что этот могильник — свидетельство исламизации территории, а соответственно и освоения земледельческим населением, неверно.
Отмечу, что памятников оседло-земледельческой культуры в XIII веке восточнее реки Шешмы нет.
А вот в эпоху Золотой Орды в Предкамье происходит бурный рост и расцвет оседло-земледельческой культуры и она распространяется довольно широко. Оседло-земледельческая культура резко продвигается на Восток, вплоть до среднего течения реки Белая. То есть до района реки Чишмы. Именно там в XIII-XIV веках появляются не только оседло-земледельческие селища, но и мусульманские могильники, в том числе могильники с каменными надгробиями, с эпитафийными надписями, появляются мавзолеи, например, дошедший до нашего времени мавзолей Хусейн-бека, а затем мавзолей Тура-хана. Именно так их трактовал уфимский археолог Гарустович. Он же их исследовал и четко датировал.
В X-XIII веках какие-то группы кочевого населения располагались на Бугульминско-Белебеевской возвышенности и подходили, очевидно, к границам Волжской Булгарии. Но это были не только тюрки, но и какие-то угорские племена, часть какого-то угро-мадьярского населения. Но в целом на этой возвышенности проживали и некие кимакские племена. В частности, на территории современного южного Башкортостана обнаружены следы, каменные изваяния кимакских племен тюркского типа, ближайшие аналогии которых найдены в Прииртышье. Видимо, это наследие Кимакского каганата и племени йемеков, которые жили на Южном Урале до прихода монгольских завоевателей.
— А как происходило распространение оседло-земледельческой культуры?
— Оно в XIII-XIV веках спускается вдоль бассейна реки Белая, до среднего течения, ставит свои мусульманские кладбища с надгробиями, мавзолеи. А по водоразделам кочуют тюрко-татарские кланы, причем некоторые из них кочуют вплоть до Камы, переправляются через неё летом. Но в целом, если мы посмотрим погребальные памятники этих кочевников, то они все располагаются в районе бассейна реки Урал. По этой реке можно сделать практически четкий раздел между оседло-земледельческой культурой и скотоводами-кочевниками.
Мы можем говорить, что между этим разные ареалы разделены территориально, есть разница между лесостепями и степями.
Современное руководство Башкортостана хочет превратить мусульманский мавзолей Хусейн-бека (рядом с которым, кстати, есть самый настоящий мусульманский могильник) в Чишминском районе республики в Музей кочевых цивилизаций. Есть попытка представить, например, мавзолей Тура-хана как некую отсылку к Тамерлану, что исторической личности Тура-хану передал свою инвеституру (передача власти над той или иной территорией. — Ред.) хан Тамерлан. Во-первых, Тамерлан не был никаким ханом, у него не было никакого ханского достоинства, которое он мог бы передать своим мелким феодалам. Во-вторых, здесь мы не видим ничего от науки. Здесь мы видим больше околонаучную мифологию, которая эксплуатирует памятники абсолютно некочевой цивилизации. Видим попытку трактовать эти мавзолеи как факт наличия какой-то кочевой культуры. Здесь я вижу попытку воссоздать некий филиал Аркаима (II тясячелетие до нашей эры) в Башкортостане. И всё это представить как этапы развития древнебашкирской кочевой культуры и цивилизации.
— Что плохого в том, чтобы прописать в Башкортостане часть исторического наследия Аркаима?
— Просто в Башкортостане раскопали могильник Бронзового века (35-11 века до нашей эры) и тоже его хотят включить в этот Музей кочевых цивилизаций. Кстати, Аркаим некоторые товарищи в Башкортостане уже объявили башкирским наследием. Территорию Аркаима уже сейчас пытаются включить в эту придуманную, фейковую территорию некой исторической области Башкирия.
Получается, в Башкортостане в одном музее хотят намешать абсолютно разные хронологические эпохи (Бронзовый век, Кимакский каганат, Волжская Булгария и Золотая Орда) и разные цивилизационные культуры (земледельцы и кочевники). И всё это они хотят вписать в рамки культурного наследия выдуманного башкирского эпоса «Урал-Батыр», который и описывает события хронологически в несколько тысячелетий, что абсолютно немыслимо. А сам эпос — то ещё современное сочинение.
— Что значит этот музей для татарского населения Башкортостана?
— Это попытка создания в Башкортостане некой новой пробашкирской идеологии. Это примерно как созданный во время прошедшей переписи населения миф о северо-западном диалекте башкирского языка, который на самом деле татарский язык. В случае же с музеем мы получаем объявление оседло-земледельческих предков татар Башкортостана некими башкирскими кочевниками и претензию на культурное наследие Волжской Булгарии и мусульманской Золотой Орды. В основе этой активности в Башкортостане с музеем угадывается четкая попытка присвоить себе чужое историческое прошлое. В Башкортостане действительно есть места, где можно создать Музей кочевых цивилизаций, где есть явные кочевнические курганы, — всё это на территории юго-востока Башкортостана, но никак не бассейн рек Ик и Белая.
Comment section