профессии жительниц республики, и обсудили с экспертами преодоление гендерного
неравенства.
Руководитель пресс-службы hh.ru Поволжье Александра Севостьянова сообщила, что к концу сентября рекрутеры стали чаще приглашать на собеседования женщин, а доля мужских резюме, заинтересовавших специалистов, сократилась с 41 до 38%. Тренд больше всего выражен в профессиональных сферах «Страхование» (женщин стали приглашать на собеседования на 9% чаще), «Безопасность» (+6%), а также «Спорт, фитнес, красота» и «Административный персонал» (+5%).
– С учетом предварительных тенденций можно предположить, что рынок труда будет мигрировать в еще более «женскую» сторону и работодатели станут активнее рассматривать женщин на позиции, которые ранее считались «мужскими». Помимо гендерных изменений заметен зарождающийся рост интереса к кандидатам зрелого возраста. Можно ожидать, что рынок труда станет более «возрастным». Пока наблюдается лишь зарождение этого тренда, однако ситуация может измениться уже в ближайшие 2-5 лет, – считает Севостьянова.
Гендерные границы стерлись
Региональный представитель платформы «Авито Работа» в Республике Татарстан Наиль Хафизов заметил, что в последние годы уже редко приходится говорить о разделении профессий исключительно на «мужские» или «женские».
– Прошлые границы почти стерлись, и, по нашим наблюдениям, гендерный вопрос не играет значимой роли на рынке труда. Соблюдение принципа равноправия мужчин и женщин, в том числе в трудовом поле, является одним из приоритетных направлений государственной политики. Так, женщины становятся командирами экипажей воздушного судна, водят поезда метро и судят футбольные матчи, а мужчины трудятся воспитателями и мастерами маникюра, – рассказал эксперт.
Хафизов также обратил внимание, что тренд на увеличение числа женщин, занятых в строительной, автомобильной, производственной сферах, сформировался уже достаточно давно. Женщины строят карьеры в инженерных или IТ-областях и не видят преград для освоения стереотипно «мужских» профессий. Популярность удаленки, увеличение вариантов работы и подработки со свободным графиком, частично простимулированные еще в пандемийный период, так же сформировали дополнительные преимущества для женщин – теперь им гораздо удобнее совмещать выполнение рабочих обязанностей и заботу о детях, например, во время декретного отпуска.
– Зарплатные предложения формируются на основе опыта и навыков кандидатов и не зависят от пола, возраста и других демографических характеристик. И мужчина, и женщина в любой сфере могут претендовать на одинаковую зарплатную «вилку» и предметно обсуждать размер вознаграждения в зависимости от квалификации, опыта и задач, поставленных работодателем для конкретной позиции, – рассказал эксперт.
«Казалось бы: где сварка, а где женщина?»
По словам депутата от «Партии Роста» в Совете Вязовского сельского поселения Бугульминского района Татарстана, директора ООО «Инженерно-производственный центр Бугульма» Ольги Айдугановой, тренд на освоение женщинами мужских профессий сформировался гораздо раньше частичной мобилизации. К примеру, профессии конструктора или технолога традиционно считаются мужскими, но женщины уже давно работают в этой сфере. Это касается профессии сварщика – по словам Айдугановой, главными сварщиками на ведущих предприятиях страны работают именно женщины. Помимо основных должностных задач они активно занимаются наукой – пишут статьи и научные работы.
– Казалось бы: где сварка, а где женщина? Но это специалисты, знающие свое дело, плюс еще и ученые. Эти женщины были и в советское время — работали сварщиками, и их абсолютно ничего не останавливало. С учетом нынешних технологий нет никаких преград, чтобы человек смог это освоить, – поделилась Айдуганова.
Новые возможности у женщин появились с развитием технологий – оборудование стало проще в управлении, научиться им управлять может каждый.
В то же время есть профессии, где женщины работать не могут, – это касается работ, где предполагается тяжелый физический труд. Особенно это касается подъема и переноса грузов, а также задач, требующих большой физической силы.
Руководитель HR-отдела ГК «Кориб» Ольга Чернышева говорит, что тенденции к увеличению количества женщин на неженских должностях в компании в данный момент нет.
– В разных организациях своя специфика работы, и, возможно, в определенных сферах данная тенденция прослеживается, — ответила специалист.
Она добавила, что в компании приоритета в сторону кандидатов какого-то из полов нет, уровень заработной платы как для мужчин, так и для женщин одинаковый.
– В равной степени мы рассматриваем каждого кандидата. Если смотреть в долгосрочной перспективе, для некоторых компаний можно рассмотреть привлечение сотрудников разных категорий, однако данная тенденция актуальна уже несколько лет, – сказала Чернышева.
Рестораторы дефицит кадров мужского пола не почувствовали
Основатель ReLab Family (бары ReLab, Mr.Willard, Paloma Cantina Kazan) Артур Галайчук согласился, что в свете мобилизации кандидаты-женщины стали более предпочтительнее для работодателей. Ресторатор подтвердил, что среди сотрудников общепита есть мобилизованные – многие из них служили в армии либо проходили обучение на военной кафедре. Но назвать это массовым явлением все же нельзя, так как случаи больше единичные.
– Если мужчины перестали проявлять активность, это не значит, что женщин в определенных профессиях стало больше. Просто некоторые работодатели стали большее предпочтение отдавать женскому полу, – сказал Галайчук.
Он также сообщил, что, даже если периодически возникают трудности с закрытием определенных вакансий, кадровый голод в сфере не критичный. Давление кризиса заметно в крупных городах России, таких как Москва или Санкт-Петербург. Там проблему нехватки кадров решают мигранты.
– Дефицит есть на отдельные позиции, особенно на поваров, но это связано скорее с тем, что нет хорошего профильного образования. Поэтому хороших кадров не так много на рынке. Но в данный момент дефицита кадров мы не чувствуем, – резюмировал Галайчук.
«У нас и у Военкомата один профиль кандидата!»
Исторически существуют заложенные стереотипы о гендерных предпочтениях на ту или иную вакансию. Но если вакансия так называемый унисекс, то кандидаты обоих полов рассматриваются на одинаковую зарплату, тогда зарплатные ожидания корректируют уже сами кандидаты. Об этом журналисту KazanFirst рассказала владелица Агентства кадровых решений «ЮВИКА» Юлия Казанцева.
Она добавила, что женщины изначально указывают меньшую зарплату, чем мужчины, и это только их решение. Часто у женщин с детьми есть много условий при трудоустройстве: определенный график с уточнением до 10 минут, близость к дому, наличие дополнительных льгот и другие условия.
— Они сами снижают свои ожидания либо выбирают такое место работы, которое изначально устраивает по косвенным показателям, а не по уровню зарплаты. Но если ты относительно свободная (в социальной /семейной нагрузке) женщина с высокой квалификацией и опытом, то у работодателя не будет основания предлагать низкую оплату труда, — подчеркнула Казанцева.
Говоря об изменениях, которые внесла на рынок труда мобилизация, HR-специалист признала, что предпочтения работодателей изменились. Так как с рынка труда ушли мужчины самого трудоспособного возраста и их рабочие места нужно заполнять. А заполняются они теми, кто остался: женщинами и мужчинами в возрасте 45+.
— И тут не про смену приоритетов, а про наличие определенной рабочей силы. Как пошутила одна моя коллега: «У нас и у Военкомата один профиль кандидата!». И даже при этой ситуации, когда на унисекс-вакансии за неимением межгендерного конкурса берут женщин, остаются вакансии, куда женщины сами не сильно рвутся. Как, например, агропромышленные работы, стройка и промышленность. Так как работа физически тяжелая и относительно грязная, — сообщила Казанцева.
Среди других тенденций, появившихся на рынке труда, эксперт перечислила повысившиеся запросы соискателей (безотносительно пола), большой запрос на удаленную работу или гибридные графики, а также повешенные требования к социальным благам (ДМС, дополнительный отпуск, оплата проезда, ГСМ, сотовой связи, наличие обучения, наставничество).
Правительство заинтересовано в устранении гендерного неравенства
Правительство России серьезно настроено в привлечении женщин в экономическую и политическую жизнь страны. В ближайшее время Кабмин РФ разработает план реализации утвержденной премьер-министром Михаилом Мишустиным Национальной стратегии действий в интересах женщин. Ключевыми целями документа на 2023-2030 годы станут соблюдение принципа равноправия мужчин и женщин в различных сферах жизни, повышение политической активности и экономической независимости россиянок, а также профилактика женского неблагополучия.
По мнению авторов стратегии, россиянки ориентированы на карьерный рост и полную занятость в сочетании с воспитанием детей и семейными обязанностями. Однако, по данным НИУ ВШЭ, разрыв между зарплатой у мужчин и женщин в России в среднем составляет 37%, а в отдельных случаях может достигать 70%. Происходит это от того, что 60-80% женщин занято в отраслях экономики, где зарплата остается ниже средней. Эти и другие проблемы и предполагается решать за счет формирования у россиянок интереса к техническим и технологическим специальностям, вовлечения их в цифровую экономику, развития дистанционных форм работы, расширения участия женщин в предпринимательстве, а также формирования системы повышения квалификации и непрерывного образования.
Председатель регионального отделения партии «Справедливая Россия — За правду» Альмир Михеев считает, что России необходима государственная политика в области преодоления гендерного неравенства, поэтому политик поддерживает создание подобного плана. Разница в зарплатах вызвана рядом причин, и решать эту проблему он предлагает комплексно.
– Основная причина разницы – распределение по профессиям. В социально важных сферах – здравоохранение, образование, социальная защита – заняты преимущественно женщины. Это бюджетный сектор, и зарплаты там всегда ниже, чем в коммерческих структурах. Необходимо предоставить условия равного доступа мужчин и женщин к STEM-образованию. И, вероятно, ключевой фактор, из-за которого сегодня в России женщины больше представлены в «гуманитарных» сферах, а мужчины в технических, – это особенности гендерной социализации. Полагаю, что современная молодежь и дети будут менее подвержены влиянию гендерных стереотипов, что в будущем сократит разницу в карьерах и доходах. Быстрых решений этой проблемы нет, – сказал Михеев.
Член фракции КПРФ в Госсовете РТ Николай Атласов уверен, что увеличение спроса на женский труд не связано с проблематикой гендерного равноправия. Проблема в том, что на рынке труда заметно сократилось количество мужчин по причине частичной мобилизации и дефицит рабочих рук надо чем-то восполнять. Политик предположил, что по этой же причине в ноябре прошлого года в Госдуму внесли законопроект, разрешающий работу детям с 14 лет (сейчас по Трудовому кодексу минимальный возрастной ценз – 16 лет).
— Что касается разрыва в уровне оплаты труда между мужчинами и женщинами, то эта проблема носит хронический характер. И я не уверен, что разрабатываемая правительством России Национальная стратегия действий в интересах женщин способна ее решить. Ведь даже в развитых странах Запада, гордящихся своим гендерным равноправием и феминизмом, имеет место разрыв в оплате труда. Потому что частично эта проблема порождена условиями труда в той или иной специальности, где, к примеру, физические навыки имеют определяющее значение. А где-то свою роль играют культурно-религиозные факторы, — рассуждал Атласов.
Народный избранник не исключил, что дефицит рабочей силы способен в некоторых случаях обеспечить женщинам рост оплаты труда – на основе рыночного механизма. Но будут исключения — так, на многих предприятиях оборонного комплекса имеет место обратная ситуация.
— Многие из них до начала частичной мобилизации имели открытые вакансии на малооплачиваемых должностях, которые никак не заполнялись. Но с началом частичной мобилизации все эти вакансии оказались заняты, потому что эти должности обеспечивали бронь – защиту от призыва. В таких условиях привлекать на эти должности женщин через повышение им зарплаты нет никакого смысла, — резюмировал политик.
Comment section