Проводить интервенции начинают с 13 января. Разбираемся вместе с экспертами, что
изменилось и как продажа и покупка юаней финансовыми ведомствами влияют на курс
рубля.
Бюджетное правило возобновляет свое действие почти через год после своей приостановки — в январе 2022 года Центробанк принял решение о приостановке механизма на фоне ослабления рубля. После начала СВО Минфин и ЦБ оказались под санкциями и больше не могли проводить операции в долларе и евро. Тогда почти половина золотовалютных резервов оказались заблокированы. И вот бюджетное правило возвращается, но в значительно видоизмененном виде. Теперь операции по покупке и продаже валюты будут проводиться Банком России в валютной секции Мосбиржи в инструменте китайский юань-рубль.
«Подушка безопасности» для российского бюджета
Минфин РФ назвал целями решения о проведении операций на внутреннем валютном рынке «повышение стабильности и предсказуемости внутренних экономических условий, а также снижение изменчивой конъюнктуры рынка энергоносителей на российскую экономику и государственные финансы», напомнил аналитик ФГ «Финам» Александр Потавин.
— Можно сказать, что бюджетное правило в 2023 году практически заработало в обратную сторону по отношению к привычной модели: если раньше ЦБ РФ покупал валюту для Минфина, когда нефть стоила дорого, то теперь, когда она упала, – будет продавать валюту из резервов, а вырученные рубли отправлять в доходы госбюджета. Такая операция должна привести к некоторому укреплению российской валюты, — предположил эксперт.
Потавин напомнил, что Минфин РФ ожидает в январе недополучение нефтегазовых доходов бюджета на уровне 54,5 млрд рублей. В связи с этим с 13 января по 6 февраля он ежедневно намерен выставлять на продажу эквивалент валюты (юани) на сумму 3,2 млрд рублей. То есть ежедневный объем продажи составит в эквиваленте 3,2 млрд рублей.
— Чтобы оценить, насколько это значимая величина, ее стоит сравнить с дневными торгами. В декабре 2022 года среднедневные обороты китайского юаня в паре с российским рублем составляли 90-100 млрд рублей. То есть сумма продажи юаней от ЦБ РФ составит около 3-4% от ежедневного оборота. Это не столь значительная величина, которая могла бы разбалансировать внутренний валютный рынок. Но если нефтегазовые доходы в дальнейшем провалятся сильнее, объем интервенций и эффект от них могут стать ощутимее, — рассказал аналитик.
Что еще изменилось?
Начальник аналитического управления банка «БКФ» Максим Осадчий положительно оценил измененный вариант бюджетного правила, тогда как прежний механизм назвал «топорным» — слишком примитивным.
По прежнему бюджетному правилу, которое действовало в 2017-2022 годах, нефтегазовыми доходами бюджета считались доходы от налогообложения нефтегазового сектора и экспортных пошлин исходя из цены на нефть Urals в 40 долларов за баррель, причем цена отсечения индексировалась на 2% каждый год и в 2022 году составляла 44,2 доллара. Сверхдоходы бюджета от нефтегаза в этой конфигурации направлялись на покупку на бирже иностранной валюты и пополнение Фонда национального благосостояния (ФНБ). Если же эта цена была ниже цены отсечения – валюту из ФНБ продавали. Это позволяло нейтрализовать колебания нефтяных котировок на курс рубля и сохранять бюджетную стабильность.
По словам Осадчего, нынешний механизм более сложный и ориентируется не на цену нефти, а на нефтегазовые доходы бюджета. Если они оказываются ниже расчетного уровня, то Минфин продает валюту, чтобы пополнить бюджет, если выше, то покупает валюту для пополнения резервного фонда.
– Поскольку в январе ожидается недостаток нефтегазовых доходов по сравнению с расчетным уровнем, Минфин будет продавать юани. На этих ожиданиях курс рубля растет, – пояснил аналитик.
Осадчий заметил, что текущая стоимость на нефть марки Urals держится на уровне около 50 долларов за баррель, что значительно ниже установленного странами G7 потолка цены российской нефти в 60 долларов. В этой ситуации Минфин будет вынужден продавать юани, что будет способствовать укреплению рубля.
– Наиболее значимы два фактора. Во-первых, низкая цена нефти ведет к снижению притока валюты в российскую экономику, что способствует ослаблению рубля. Во-вторых, в рамках бюджетного правила Минфин будет продавать валюту и способствовать укреплению рубля, – пояснил аналитик.
По поводу рисков накопления резервов в юане Осадчий не так оптимистичен. По его мнению, юань – резервная валюта «третьего сорта», руководство КНР манипулирует курсом юаня в интересах китайской экономики. «Юанизация» российской экономики увеличивает зависимость России от Китая, а эта зависимость крайне опасная, — предупреждает эксперт.
Переориентирование на дружественные валюты — это объективная реальность
Эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Михаил Зельцер пояснил, что возобновление бюджетного правила после почти годового перерыва на фоне недружественных санкций и блокировки части золотовалютных резервов России вызвано наличием дефицита бюджета из-за выпадающих нефтегазовых доходов. Более того, курс рубля значительно ослаб, а котировки нефти упали на годовые минимумы — по регламенту нужно продавать валюту.
– Когда рубль несколько укрепится (а это наш базовый сценарий после временного заскока доллара выше 70), а нефть отскочит, ЦБ может и развернуть правило уже в обратную сторону, вновь пополняя ФНБ через покупку юаня в резервы. Поэтому сейчас фактор бюджетного правила безоговорочно играет в пользу рубля. Что мы и видим: курс доллара упал к 67,5 рубля при том, что неделю назад был 72, а юань скатился к 10 после 10,5 рубля, – пояснил Зельцер.
Переход на юани вызывает тревогу у части экспертов – они предупреждают, что экономика России окажется зависимой от китайской. Однако Зельцер не считает, что переориентацию на дружественные валюты можно рассматривать как зависимость. По его мнению, это – объективная реальность на фоне беспредельного санкционного давления и фактического воровства части отечественных золотовалютных резервов со стороны стран западной коалиции.
– Валюты G7 стали токсичными. А с Китаем у нас очень активно растет товарооборот (более +30% г/г), и валютами расчетов закономерно становятся именно юани за экспорт и рубли за импорт. Влияние бюджетного правила на конкретные компании в условиях ограниченной отчетности оценивать проблематично. Но для бизнеса важна скорее пониженная волатильность курса нацвалюты (это и есть одна из задач введения бюджетного правила), а также возможности поставок продукции на рынок по адекватным ценам, а не с учетом введенных США и ЕС нерыночных планок, – сказал эксперт.
«Валютные резервы все же необходимо иметь для защиты от резких колебаний на финансовых рынках»
Финансовый эксперт маркетплейса «Финмир» Антон Кравцов основным плюсом нового бюджетного правила считает возможность ФНБ регулировать объем тех или иных активов. Из минусов — зависимость от различных валютных факторов.
— Сейчас на рынке ликвидность позволяет сделать юань в качестве базовой резервной валюты и постепенно отказаться от «недружественных» валют, поскольку валютные резервы все же необходимо иметь для защиты от резких колебаний на финансовых рынках, — обратил внимание эксперт.
Перемены коснутся нефтяных компаний – в течение трех лет на них будет увеличена налоговая нагрузка, поскольку за счет этого будут пополнять бюджет и направлять средства в социально значимые сферы.
— Что касается «Татнефти», как и других нефтяных компаний, то увеличение налогов приведет к сокращению инвестиций в будущие проекты, — подытожил Кравцов.
Comment section