собрали воедино ключевые вехи развития ислама в нашей стране.
Название книги даже по сухим научным меркам крайне заурядное — «История ислама в России». Но за ним скрывается интереснейшая работа ученых. Редактором издания выступил ректор Российского исламского института, профессор и заместитель муфтия Татарстана Рафик Мухаметшин. Под его началом те или иные параграфы и разделы книги написали 22 автора — российские ученые, исследователи, историки и исламоведы. Работа авторов была оплачена за счет средств Всемирного совета мусульманских сообществ, который находится в Объединенных Арабских Эмиратах.
Содержание книги заказали в Эмиратах, чтобы издать её на арабском языке для арабоязычного читателя. Однако в контексте празднования 1 100-летия принятия ислама Волжской Булгарией в 2022 году Рафик Мухаметшин смог найти возможности, чтобы выпустить книгу сначала на русском языке, для русскоязычного читателя. Правда, первый тираж в 1 000 экземпляров издан не для продажи, а лишь для распространения в библиотеках, вузах и научно-исследовательских центрах России. Себестоимость только печати одной книги превышает 2 000 рублей. Сама она издана с очень красочными иллюстрациями и на качественной, глянцевой бумаге. Мухаметшин обещает, что следующий тираж будет выпущен отдельно российским издательством «Наука» и уже для продажи.
— Два года назад ко мне обратилась Международная организация Объединенных Арабских Эмиратов, которая готовит серию книг. Они говорят, что им очень интересно рассмотреть, каким образом формировалась исламская цивилизация за пределами Арабского мира, как ислам распространяется в неарабском мире. У них уже есть книги «Ислам в Китае», «Ислам в Индонезии», «Ислам в Малайзии». И вот одной из книг стала история ислама в России. Наша книга оказалась по объему самой большой. И это вполне естественно — у нас многовековая история. Начало распространения ислама в России — это уже начиная с VII века, когда в 647 году город Дербент становится мусульманским городом-крепостью, — сказал Мухаметшин.
Он рассказывает, что сначала хотел сделать книгу научно-популярной, чтобы она была понятна арабам. Но пришел к выводу, что все-таки написать сугубо научную книгу проще. В книге более 1 000 ссылок на исторические документы, источники и научную литературу, поэтому ее по праву можно признать как фундаментальную и облегчающую поиски и исследования для её читателей.
— Арабы от степени информативности в нашей книге пребывают в несколько культурном шоке. Для них всё это впервые. Книги на арабском языке об истории ислама в России ещё никогда не было. И на русском языке, честно говоря, тоже, — замечает ректор РИУ.
Саид хазрат Шагавиев, доцент кафедры систематической теологии Российского исламского института, написал один из параграфов, который называется как «Неофициальный ислам» и посвящен различным исламским, исламистским сектам, радикальным и экстремистским и другим идеологическим течениям в исламе, которые нашли своё отражение в Российской Федерации.
— В моем разделе рассказывается история появления современных новых течений и групп на территории Российской Федерации. То есть как они здесь распространялись, через какие фонды, организации, через то, что наши студенты проходили обучение за рубежом, как в России распространялись книги тех течений и групп, которые мы называем нетрадиционными для российского ислама течениями. Главная задача — показать для зарубежного читателя, для тех, кто будет читать на арабском языке, на английском языке, попытаться в сжатом виде дать как можно больше информации о том, что Россия тоже часть исламского мира и те процессы, волны исламизации, проблемы исламизма до нашей страны доходят. В своем разделе я это и попытался показать, что такая проблема для современной России есть, — говорит Саид хазрат Шагавиев.
Из редакционных установок Мухаметшина, через призму которого подстраивались и другие 22 автора книги, можно выделить смягчение, уменьшение критики каких-то официальных религиозных структур и максимальную неполитизацию различных аспектов и сюжетов, связанных с историей ислама в Российском государстве, при этом делается опора на известные и публичные источники и документы. Тем самым, по мнению Мухаметшина, достигается объективный подход при изложении материала книги.
Журналист KazanFirst задал вопрос, что же имеется в виду, когда Мухаметшин заявляет, что книга написана «без политиканства».
— Скажем, рассматривая историю татарских ханств, можно выйти на проблемы современности, подчеркнуть какие-то акценты, рассматривая Оренбургское магометанское духовное собрание. Можно вытащить очень много политических аспектов. Но мы пытались более объективно освещать историю. Можно, например, если заниматься историей ОМДС, очень много проблем найти и на современность выйти. Мы не стали этого делать. Это не задача нашего исследования. Изучая историю татарских ханств, можно сделать очень много политических выводов. Но мы просто освещали, как это происходило, как ислам распространялся, как исчезали эти государства, причины этого и так далее. На этом мы ставили точку и дальше не развивали эти сюжеты. Я это имею в виду, — пояснил профессор.
На вопрос о том, как в целом заказчики-арабы отреагировали на написанную книгу (арабоязычная версия книги будет готова примерно к сентябрю этого года), Мухаметшин ответил так:
— Арабы посмотрели книгу, они поражены такой насыщенной информативностью от того, что на территории России были такие крупнейшие страны, как Золотая Орда, Казанское ханство, от того, что в Российской империи был свой муфтият — Оренбургское магометанское духовное собрание, от наличия самой работы ОМДС, от того, как шариат функционировал в рамках Российской империи, как строились мечети, как работал вакф, – это все интереснейший опыт функционирования, выживания ислама вне арабо-исламского мира.
Comment section