производств в республике. Новый инструмент привлечёт в регион дополнительные
инвестиции.
Агентство инвестиционного развития Татарстана подготовило документы для внедрения в республике офсетных контрактов — механизма, который позволит бизнесу создавать или модернизировать производства товаров по госзаказу. Об этом на итоговой коллегии АИР Татарстана сообщила глава ведомства Талия Минуллина.
– Очень бы хотелось нам в Татарстане внедрить офсетные контракты. Мы подготовили республиканский порядок заключения офсета, прошли межведомственные согласования, документ находится на рассмотрении в аппарате Кабмина Татарстана, – сказала она.
Глава АИРа подчеркнула, что в Татарстане большой объем госзаказа, и офсетные контракты привлекут инвесторов для организации новых производств в республике. Она напомнила, что в 2022 году власти поддержали бизнес и смягчили правила заключения офсетных контрактов по 44-ФЗ. Согласно правкам, минимальный объем вложений снизили с 1 млрд до 100 млн рублей.
Нововведения также коснулись вида работ — в офсетные контракты разрешили включать не только строительные работы, но и работы по реконструкции. Изменения утвердили обязательные условия (об указании в контракте требования к продукции, максимальному сроку запуска производства) и разрешили проводить совместные тендеры на заключение офсетных контрактов для нескольких регионов.
Что такое офсетный контракт?
Минфин определяет механизм как государственный контракт со встречными инвестиционными обязательствами. Он заключается государственным заказчиком от имени региона и предусматривает гарантированный долгосрочный заказ (до 10 лет), под который поставщик создает в регионе производство этого товара. Инвестор в период действия контракта получает право выступать единственным поставщиком производимого им товара для других заказчиков на территории региона.
Иными словами, офсетный контракт — это соглашение, в котором бизнес выступает в роли инвестора, обязуется построить завод и наладить выпуск продукции, а государственный заказчик гарантирует закупку этого товара.
Обычно офсетный контракт включает в себя все этапы налаживания производства и выпуска продукции. Чтобы построить завод, инвестору понадобится сделать проект будущего предприятия, подготовить территорию к постройке, возвести здание, закупить оборудование, установить и настроить станки, нанять и обучить персонал, организовать логистику. Организовывает эти мероприятия инвестор исключительно своими силами и на собственные средства, заказчик же не участвует в запуске завода, ему нужен результат – готовая продукция в установленные сроки и по оптимальной цене.
Практику применения офсетных договор имеют пока только крупные федеральные центры – Москва и Санкт-Петербург. Первый в России офсетный договор заключило ООО «Автодор – Платные дороги» при участии Корпорации МСП, поставщиком-инвестором станет компания ООО «Сорб Инжиниринг». Договор предусматривает поставку 100 тысяч отечественных транспондеров для оплаты проезда по платным участкам автомобильных дорог России и 10 тысяч держателей в срок до 2025 года тремя партиями, начиная с мая 2022 года. Общая сумма договора составила 120,3 млн рублей.
Еще один кейс – первый в Санкт-Петербурге офсетный договор на 8,7 млрд рублей между компанией «Р-Фарм» и властями города. Инвестор обязуется создать в северной столице новое высокотехнологичное производство полного цикла, где будут выпускать 31 наименование лекарств, большинство из которых – для лечения онкологических, сердечно-сосудистых, неврологических заболевания, а также сахарного диабета. Контракт будет заключен на 10 лет, в течение первых трех инвестор построит завод и наладит производство, а следующие 7 лет город будет без конкурса закупать у компании препараты, обеспечивая льготные категории граждан препаратами, а предприятие – загрузкой мощностей.
Теперь эту практику хотят распространить на регионы. Необходимость перехода регионов на офсетные контракты подчеркивал глава Минэкономразвития России Максим Решетников, объяснявший это тем, что региону выгоднее закупать необходимую продукцию у исполнителя офсетного контракта, чем искать подрядчиков.
– Зачастую то, что производит один регион, оказывает и дешевле, и надежнее, чем искать каких-то подрядчиков по 44-му ФЗ, другие регионы просто хотят получить возможность присоединиться. Поэтому такой механизм выработан, – объяснял он.
Долгосрочные договоры помогут бизнесу развиваться
С подобными предложениями о заказе производства определенных товаров гарантированному потребителю в свое время выступала Торгово-промышленная палата Татарстана. Директор Департамента развития и поддержки предпринимательства ТПП РТ Артур Николаев пояснил, что при планировании нового производства предприниматель должен брать на себя большие риски, так как построить завод непросто, а вероятность не реализовать произведенный товар довольно высока.
– Офсетный договор позволит спланировать реализацию товара, будет понятно, какой объем и какое оборудование необходимо покупать, и какие кадры для этого нужно подготовить, – пояснил собеседник.
Снижение стартового порога до 100 млн также открывает определенные возможности для развития производственных компаний малого и среднего бизнеса. Положительно Николаев оценивает и возможность заниматься не только строительством, но и реконструкцией уже имеющихся производств. Офсетный контракт предусматривает возможность участия нескольких регионов. В случае, если предприятие не может обеспечить нужный объем продукции, оно может скооперироваться с коллегами из другого региона, и занять эту нишу.
– Это даст дополнительный толчок в том числе импортозамещению, потому что государство тоже понимает, что нужно, оно дает условный госзаказ. Но в то же время государство не рискует и не вкладывает свои инвестиции. В этой части инвестором выступает бизнес. А потребитель получает товар к определенному сроку. Это даст возможность малому и среднему бизнесу развиваться, – рассуждал эксперт.
Председатель правления Промышленного кластера Татарстана, сопредседатель реготделения «Партии Роста» Сергей Майоров поделился, что офсетный контракт – это механизм, который бизнес ждет уже давно, но по каким-то причинам он применяется слабо. Гарантированный государственный заказ на длительный период – это то, о чем бизнес мог только мечтать. Под этот договор предприятие может выстроить все свои процессы – модернизацию, реконструкцию, взаимоотношения со своими поставщиками, кооперацию с другими производителями.
– Этот механизм нужно задействовать, потому что государственные заказы все равно есть, необходимо посмотреть, какие из них можно превратить в офсетные контракты. От этого может выиграть как государство, так и бизнес. При долгосрочных контрактах, если это хорошие объемы, бизнес может уменьшить себестоимость производства, а государство от этого выигрывает в цене, – высказал мнение эксперт.
Офсетные контракты – это разновидность государственно-частного партнерства, за развитие которого отвечает АИР, поэтому заинтересованность Талии Минуллиной в продвижении этого механизма Майоров считает вполне оправданной. Он считает, что республика обладает большими резервами в части использования этого инструмента, потому что пока бизнес не понимает, как его применять.
– Хорошо бы стимулировать государственные органы власти, чтобы такие контракты были заявлены, а бизнес эти идеи подхватит, если будут разумные условия. Для бизнеса интересен объем, привлекательная цена, выстраивание долгосрочной стратегии компании, – перечислил Майоров.
«Проекты развиваются долго именно потому, что сбыт не стабилен»
Председатель регионального отделения партии «Справедливая Россия» Альмир Михеев считает, что офсетные контракты – оптимальная в настоящий момент форма взаимодействия инвесторов, готовых развивать производство, и государства.
— Это не прямые субсидии, потому что все-таки государство получает продукцию за эти деньги, это не дары какие-то, это не льготы по налогам – то есть предпринимателю ничего не дарится, предприниматель все-таки вынужден свои предпринимательские таланты самостоятельно проявлять в поиске финансирования. И это правильно. Но то, что у него есть сразу же гарантированный сбыт – это резко повышает уверенность предпринимателя в успешности бизнеса и желания в него инвестировать, — сказал политик.
По его мнению, часто проекты развиваются долго именно потому, что сбыт не стабилен на первых порах, и даже готовые инвестировать большие средства предприниматели инвестируют эти деньги поэтапно. При контракте на гарантированный сбыт предприниматель может сразу построить предприятие большего размера и создать большее количество рабочих мест.
— И я на это смотрю с оптимизмом, считаю, что это великолепная возможность. И полагаю, что Татарстан даже немного опаздывает с этим. Офсетными контрактами необходимо было заниматься уже давно. Учитывая таланты и активность Талии Ильгизовны и общую поддержку нашего многоуважаемого президента Рустама Нургалиевича, думаю, что мы сейчас наверстаем упущенное время и сможем привлечь большое количество предпринимателей инвесторов в Татарстан, — выразил надежду собеседник.
Как владелец предприятия по производству изделий для травмотологии, ортопедии и эндопротезов суставов, Михеев рассчитывает на заключение офсетного контакта, потому что это позволит сразу строить большой завод, а не ждать, когда сбыт вырастет.
«Необходимо смягчение требований к участникам офсетных контрактов»
Директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков считает офсетные контракты эффективным механизмом привлечения инвестиций и гарантий для инвесторов.
– Однако стоит учитывать специфику региона: зачастую реализуемые программы по офсетным контрактам требуют донастройки и оптимизации. Часто достаточно жесткие требования, в первую очередь по сумме инвестиций, не позволяют в полной мере раскрыть потенциал данных программ. Таким образом, необходимо смягчение требований к участникам офсетных контрактов и возможность заключать контракт не только на поставку товаров, но и на оказание услуг, а также заключать межсубъектовые офсетные контракты, – сказал аналитик.
С учетом смягчения правил в 2022 году Кабаков ожидает роста количества заключенных контрактов в несколько раз.
Comment section