Тренер по счастью Максим Иванов: «В кризис у меня стало гораздо больше работы»

Тренер по счастью Максим Иванов: «В кризис у меня стало гораздо больше работы»
Интервью KazanFirst: как сделать счастливым не только себя, но и свой город

Ольга Гоголадзе — Казань

Народ в соцсетях продолжает стенания. На этот раз интеллигенция возмущена гигантской многодневной очередью на выставку Валентина Серова в Третьяковке. Каждый считает своим долгом высказать неодобрение. Мы, в свою очередь, продолжаем рубрику «KazanFirst против нытья» и рассказываем о людях, которых кризис только раззадоривает и заставляет браться за новые интересные проекты. 

На этой неделе мы встретились с Максимом Ивановым — бизнес-консультантом по системе управления и по совместительству тренером по счастью. Он точно знает, что человек может (и должен!) быть счастливым независимо от курса доллара, цен на нефть и мировой нестабильности. Более того, кризис, по его мнению, отличная возможность реализовать свои самые смелые проекты и найти своё место в жизни. Но, главное, он даёт чёткие и пошаговые инструкции, как это сделать. И не только отдельным людям — Максим работает с небольшими компаниями, огромными предприятиями во всей России и за рубежом и уже три года успешно реализует проект «Я за счастливую Казань».

О том, как сделать счастливым не только себя, но и свой город, в интервью KazanFirst.

— Сейчас почти все в подавленном состоянии. Доллар вырос, зарплаты  остались прежними, уровень жизни упал. Как оставаться счастливыми в такой ситуации?


— Понятно, что если смотреть новости по телевизору, самым логичным решением будет: «А давайте все вместе помрём!». Если человек не начнёт что-то сознательно делать, чтобы улучшить качество своей жизни, оно будет стремительно ухудшаться. Хотя любой кризис — это просто возросшие барьеры на пути к своей цели. Проблема в том, что люди начинают видеть барьер, а не цель.

Естественно, при виде препятствия человек испытывает один негатив. Поэтому самый простой рецепт — смотреть на барьер лишь для того, чтобы оценить его размеры и свои силы. Но ни в коем случае не обниматься с барьером, не плакать над ним. Всё внимание нужно направлять на цель. Именно она создаёт счастье, даёт мотивацию и стимул в жизни. Далее: чтобы дойти до цели, нам нужны инструменты работы с препятствиями. Они уже зависят от специфики деятельности и особенности каждого человека.

— Наверное, в кризис у вас прибавилось работы?

— Честно скажу, её стало гораздо больше. Потому что люди начинают более вменяемо смотреть на свою жизнь, искать способы эффективной траты внутренних ресурсов. Они понимают, что если барьеры выросли, можно и цели вырастить, чтобы они снова стали сопоставимы. Тогда у тебя нет выбора, кроме как вырасти самому.

Это реально работает: за последнее время в России открылись 18 заводов с огромными инвестициями. Нужно просто выйти из «статуса кво», когда всё хорошо, но как-то грустно. Надо выяснить свои глубочайшие ценности, исходя из них сформулировать свои истинные цели. А от них ты уже никогда не откажешься.

Я даю лишь инструменты для преодоления барьеров. Человек их либо берёт, либо не берёт. Иногда он использует эти знания через десять лет, но и такой отклик — тоже хорошо. Значит, столько времени потребовалось, чтобы дорасти до определённого уровня.

— Почему вообще людей нужно учить счастью? Разве это не должно быть естественным состоянием?

— Вы правильно сказали: «Должно быть». Давайте спросим, счастливы ли люди? В обществе есть множество предположений и мифов о счастье: выйти замуж к определённому возрасту, сделать карьеру на госслужбе, родить не позже 25 лет. Зачастую люди за них хватаются,  начинают их воплощать… и становятся только более несчастными. Ведь никакие внешние факторы не могут сделать человека счастливым. Если и могут, то на очень короткое время. Поэтому на вопрос «Что для вас счастье?», люди отвечают очень размытыми, непонятными фразами. Например: «Для всех это что-то своё», «Счастье — это дети». А если у меня их нет, я автоматически несчастен, без вариантов? Всё это — не ответы, которые позволяют создавать счастье.

— Трудно ли стать счастливым?

— Нет, не очень. Для этого нужно понять, что такое счастье. Когда ты это для себя определяешь и даёшь ответ, который можно применить на практике здесь и сейчас, то ты просто берёшь и делаешь это. Если в голове какие-то абстракции, размытые представления, то воплотить их невозможно.

— Как вы сами стали счастливым?

— Мне всегда было интересно развитие. Я постоянно искал новые знания. По первому образованию я бухгалтер-экономист, потом я закончил медицинский университет в Казани, потом — Московский Гештальт институт (это уже психология).

Сейчас у меня 60 различных сертификатов, дипломов, курсов лучших специалистов по психологии и менеджменту. Когда количество переходит в качество, ты начинаешь больше осознавать, больше видеть. И, соответственно, возникает стремление помогать другим людям.

— Откуда в вас такое стремление к развитию?

— Думаю, от родителей. Моя мама по профессии — парикмахер, она постоянно находилась в коммуникации с людьми. Общаясь с мамой, я перенял от неё это искусство понимать людей почти без слов. Сейчас работаю по всей России (кроме Дальнего Востока) и за рубежом. Сначала это были личностные тренинги, потом — бизнес-тренинги, потом работа с руководителями.

Потом я придумал способ управления на основе ценностей. Мы выявляем ценности владельца бизнеса, и исходя из этого, выстраиваем все уровни управления в компании.

Каждый человек на своей должности работает на воплощение большой цели владельца. Ему становится интересно, производительность труда возрастает в среднем в пять раз. Более того, сотрудники заметили, что становятся всё более счастливыми, чувствуя, как делают что-то значимое в жизни.

— Вы уверены, что все люди хотят быть счастливыми? По моим наблюдениям, многие упиваются своими страданиями и не хотят ничего менять.

— Есть такой эксперимент. Если бросить лягушку в кипящую воду, она оттуда выпрыгнет. Но если положить её в холодную воду и начать потихоньку подогревать, она сварится. Так во Франции их и готовят.

Если это явление применить к городу, то становится ясно: у нас происходят всякие неприятные явления, к которым люди настолько привыкли, что не замечают. Лягушка-то сварилась.

Например, некоторое время назад было модно фотографироваться обнажёнными у стен Кремля. Причину я вижу в том, что люди потеряли какой-то нравственный стержень. Ведь почти все проблемы нашего общества — коррупция, преступность и так далее — заключаются в отсутствии нравственности у определённой части населения. А у меня трое детей, и я не всегда рядом, чтобы о них позаботиться. Поэтому я начал создавать и продвигать социальные проекты, связанные со счастьем. Ведь если город будет счастливым, то на моих детей будет влиять что-то позитивное, даже когда меня нет рядом.

— Кто определяет критерии нравственности? Кто сказал, что ваши нравственные нормы — правильные, а мои, например, нет?


— Говоря о нравственности, я не имею в виду религиозные догматы или общепринятые моральные установки. Я бы поставил знак равенства между нравственностью и некими внутренними ценностями. Если человек их воплощает, он нравственен. Ценность, в свою очередь, это некая идея, которая вдохновляет на свершения и создаёт смысл жизни, направляет поведение, концентрирует на себе внимание. Вот почему изменение нравственности — причина всех проблем в обществе.

Люди идут против своей природы. Поэтому первое, что мы делаем на тренингах по счастью, — это выявляем ценности каждого человека, учим его брать ответственность за свою жизнь, ставить собственные цели, а не слепо выполнять программы, навязанные родителями или обществом.

— Значит, у вас есть идея, как сделать целый город счастливым?

— Не просто идея. Я чётко понимаю, как осуществить это на практике. Для начала нужно привлечь внимание к теме счастья, потому что многие об этом забывают. Потом найти очень активных людей, которым интересна тема счастья, зарядить их. А потом сделать так, чтобы весь город ответил на вопрос: «Что такое счастье лично для меня?». И оно не должно быть внешним вроде покупки дома или машины. Выявив истинные критерии, мы начинаем тренировать счастье. Этот тренинг идёт целый месяц, чтобы выработалась устойчивая привычка.

— В чём заключается тренинг?

— Объясню на примере нашего благотворительного спортивного проекта «Занимаюсь счастьем». Мы решили найти людей, которые занимаются спортом и объявили конкурс в группе «Вконтакте».

Отобрали на участие в проекте нескольких претендентов со всей страны. Это и профессиональные спортсмены, и тренеры и те, кто просто ходит на фитнес. Потому что люди, которые следят за собой, уже нацелены на результат. Неважно, хотят они медаль или пресс кубиками, главное, что не лежат на диване, у них есть мотивация. Что мы делаем в рамках проекта: выявляем их ценности, выдаём раздаточный материал, они его изучают. А потом мы по «Скайпу» или при личной встрече обсуждаем то, как участники понимают теорию.

Иногда на это уходит пять минут, иногда три часа. После этого они получают от меня задание, которое должны выполнить. Например, каждый день хорошо высыпаться. Если не получается — придумать, как организовать своё время так, чтобы спать не меньше 8 часов. Идея в том, чтобы это задание со временем стало привычкой и изменило обычную жизнь.

После этого они пишут отчёт: помогает ли это стать счастливым, работает ли этот инструмент? Или же не нужно его использовать. Эти отчёты они публикуют в соцсетях с хэштегом #ЗанимаюсьСчастьем, чтобы вдохновлять других людей. Реакция такая бурная, что мы планируем весной запустить второй поток.

— Под присмотром-то понятно, что результат будет. А когда проект закончится?

— После тренинга у них в «копилке» как минимум 21 инструмент по достижению своего счастья. И они уже могут создавать его без моей помощи. 

 Власти Казани заинтересованы в том, чтобы город стал счастливым?

— Да. Я вхожу в ассоциацию «Парки города Казани» и в экспертный совет при нашей администрации. Мы с мэром [Ильсуром Метшиным] ищем решение многих городских проблем, связанных с транспортом и магазинами в шаговой доступности. Мы стали запускать социальные проекты, например, «Счастливые лица Казани».

Объединились с Союзом фотографов Татарстана и устроили конкурс на лучший снимок счастливых людей. Два месяца они просто ходили по городу, фотографировали радость на лицах и выкладывали эти портреты в соцсетях. Людям так понравилась эта идея, они сами стали постить свои фотографии с этим хэштегом. В этом и заключается цель нашего глобального проекта «Я за счастливую Казань» — создание пространства, в котором культура перешла бы на качественно новый уровень.

Если нам это удастся, появятся люди, которые начнут создавать что-то как на материальном, так и на нематериальном уровнях. Это и бизнес-проекты, и экологические, и художественные, и социальные. Даже домохозяйка может сгенерировать уникальную атмосферу в семье, где муж и дети будут счастливы, а она полностью реализуется в качестве мамы. 

Всё самое интересное в наших группах Tелеграм и ВКонтакте.

ПОДПИСЫВАЙСЯ НА KAZANFIRST:

Comment section

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *