правления самого крупного в России ТСЖ, почему не согласен с выводами
следствия, которые стали основанием для возбуждения уголовного дела и что
ожидает жильцов микрорайона
Юлия Яковлева — Казань
После серии громких скандалов вокруг ТСЖ «Азино-1», экс-председатель правления компании Вячеслав Шелуханов решил уйти с занимаемой должности и на прощание дал интервью. Бывший руководитель крупной жилищной компании показал постановление о прекращении в отношении него уголовного дела. Правда, сфотографировать документ не разрешил. Шелуханов уверен, что его кресло раскачали «10 неадекватных жильцов», и чтобы спасти репутацию, он решил покинуть занимаемый пост.
— В чем причина прекращения в отношении вас возбуждения уголовного дела?
— В последнем своем обращении [президент России] Владимир Путин сказал, что если у нас кто-то хочет отжать в России бизнес, то против него возбуждается уголовное дело. Потом оно, конечно, разваливается, а бизнес отжимается либо теряет свою привлекательность. Из 100% возбужденных дел до суда доходит только 10%, остальные разваливаются. У меня один в один. Есть люди, которые хотели отжать мой бизнес, и я знаю, кто это.
Против меня возбудили уголовное дело. Налогов я переплатил 170 000 рублей за 2014 год, а написали, что 2 млн не доплатил. Я просто не зарегистрировался как индивидуальный предприниматель. Руководствовался 309-й статьей Гражданского кодекса, где собственник имеет право распоряжаться своей собственностью: дарить, сдавать в аренду, продавать. Я все законно делал – заключил договор, акт выполненных работ. Затем через банк по счетам перевел наличные средства.
Читайте также: Следствие подозревает председателя ТСЖ «Азино-1» Вячеслава Шелуханова в неуплате 2 млн рублей налогов |
Прежде, чем мне за аренду моей техники перечислили деньги, 13% отсылали в налоговую инспекцию. Сейчас я зарегистрировался [как индивидуальный предприниматель], как меня попросили работники МВД. Сейчас я плачу 6%, но по итогам за год. Я переплачивал ровно 7% с той суммы, которая у меня была.
— Претензии следствия в отношении вас построены обоснованно?
— Нет, потому что я делал все открыто. Как один судья мне сказал: «У тебя не было умысла. Любое преступление подразумевает умысел. Ты по незнанию не зарегистрировался, но платил налоги, по банковским счетам все можно проследить».
— Где вы зарегистрированы?
— Здесь, в Татарстане. В 18-й налоговой инспекции — это единый орган регистрации. В Удмуртии я регистрировался 15 лет назад, и то, что я был совладельцем другой фирмы, но там давно не работаю.
— Почему вы теперь экс-председатель?
— После того, что про меня вы написали и перепечатала газета «Долина изобилия», мне стало как-то неэтично. У меня волосы все седые, как работать после такого позора? Поэтому я сам принял решение уйти. Я просто собрал правление, и мою просьбу удовлетворили. У меня был заместитель Лейсан Муртазина, она сейчас исполняет мои обязанности.
— Какова причина ухода? Вы устали, вам надоело или что-то другое?
— Мне надоело воевать с неадекватными 10-ю человеками. Если хотите, я их перечислю пофамильно – Кашапова, Маклакова, Тютюгина, Шестопалова, Филиппова и все. У половины справки из психбольницы. Остальные [жильцы] как раз довольны работой.
— Как раз летом Роза Кашапова подавала иск на ТСЖ. Ее возмутили большие суммы расходов, например, за командировочные 126 000 рубей, интернет обошелся в 717 480 рублей. Откуда появились эти цифры?
— У нас в ТСЖ 1 млн кв м жилья. Жители за 10 лет задолжали нам 91 млн рублей – это просроченная задолженность за жилищно-коммунальные услуги за весь период работы товарищества. Да, я посылаю людей в командировки – это расходы командировочные как ТСЖ, так и УК. Мы утверждаем смету расходов и доходов в УК.
Эти деньги утвердило общее собрание. По интернету: у нас везде стоят общедомовые счетчики на отопление и на электроэнергию. Счетчики горячей воды и на отопление, у нас постоянно происходят опросы, какая температура, какие перепады давления, какая масса прошла через дом и т.д. Вся информация проходит через диспетчерский пункт по интернету. Люди не понимают, что это такое.
— Жители также были возмущены, что им не предоставляют смету доходов и расходов.
— В соответствии с 731-м постановлением правительства РФ всю информацию мы разместили на нашем сайте. Фотографировать и предоставлять копии [документов] я не разрешаю. Мы предоставляем информацию — приходите, знакомьтесь, делайте выписки. Но при современных технологиях могут сфотографировать, а завтра эта бумага появится в Интернете. Мне это надо?
— После ликвидации ТСЖ будет создана управляющая компания. Как будет делиться имущество, это же два разных юрлица?
— В ТСЖ, кроме ручки и бумажки, нет ничего своего. Все остальное по договору мы нанимаем у подрядных организаций, даже не мы, а УК. Машины, станки, инструменты — все это принадлежит подрядным организациям. В ТСЖ, кстати, работают два человека — заместитель по экономике и финансам, и я был. Вернее, я работал бесплатно. С 2012 года в Жилищный кодекс внесли изменения, где ни один член правления не имеет права состоять в трудовых отношениях с товариществом.
Нас обрекли на бесплатное существование. В результате работы за год на вознаграждение имеют право члены правления и председатель. Мне за 2013 год решением членов общего собрания заплатили 5 копеек с 1 кв м, за 2014 год 6 копеек, за 2015 год с учетом инфляции должны были 7,8 копеек, но уже не заплатят.
Самый законный и легальный способ — это вознаграждение по итогам за год. Там была приличная сумма — я получал 450 000 рублей в год один раз.
— ТСЖ должно отчитаться за работу в 2015 году. Как это будет происходить?
— Меня это теперь не волнует.
— Что бы вы посоветовали жителям для того, чтобы улучшить свои дома? Как осуществлять контроль за своими деньгами?
— Внушить себе, что вы собственники. Неделю назад мне в Кремле вручал [награду] заслуженного работника жилищно-коммунального хозяйства Фарид Хайруллович [Мухаметшин, председатель Госсовета РТ]. Он сказал: «Шелуханов сегодня на переднем крае нашего ЖКХ. Мы с вами не осознали, что мы собственники. В своей квартире это осознали, а вышли за дверь — подъезд и двор это уже не наше».
Есть системные проблемы, которые мы не в состоянии решить. Их надо решать на уровне законодательных актов как РФ, так и местном. Сейчас много говорят о четвертом способе правления, чтобы в основу вернуть МУПы для управления. Но пока мы не решили системные проблемы со снабжающими организациями и другими.
— Какие у вас дальнейшие планы после ухода из ТСЖ?
— Я пенсионер. Пенсия у меня хорошая. Работал всю жизнь хорошо, зарплаты у меня были большие.
— У вас глубокие познания в области ЖКХ, не хотите ли оказывать консультации?
— Всю жизнь мечтал работать консультантом, хочу! Отдохну немножко и буду консультировать в какой-либо форме.
— После ликвидации ТСЖ реорганизуется в УК. Станет лучше или хуже?
— Считаю, что будет хуже. Путин, когда пришел к власти, стал собирать земли под единое руководство в вертикаль. Так и здесь: опрессовку не сделали, председателя найти не могут — это феодальная раздробленность. Ни прокурор не может найти управу [на УК], ни жилищная инспекция, ни администрация района. На них управы нет. Чем мельче ТСЖ или УК, тем хуже. Когда крупная [компания] — это концентрация денежных средств, специалистов, можно позволить себе нанять хороших юристов и бухгалтеров. Будет, к примеру, однодомовое ТСЖ, приходящий бухгалтер на полставки. На базе 150 домов создадут 150 ТСЖ, председатель ТСЖ будет минимум получать 10 000 рублей — за меньше никто не согласится работать. Перемножьте на 150. На зарплату нужно будет 1,5 млн рублей в месяц, а я получал 450 000 за год.
— Люди переживают по поводу отопления – не всем еще сделали перерасчет. Как будет происходить перерасчет после ликвидации ТСЖ?
— ТСЖ не делало ни возврат, ни начисления. Это работа УК, у которой заключен договор с единым расчетным центром. ТСЖ — это способ управления, и в соответствии с Жилищным кодексом товарищество имеет право нанять управляющего профессионала либо УК.
Наши люди находятся в самом выигрышном положении в городе. Потому что мы еще в 2010 году установили узлы регулирования вместе с узлами учета. Ни одна крупная в городе УК до сих пор 100% не установила этих узлов. Если посчитать, мы каждый год делаем отчеты, и смотрим, сколько жители сэкономили. Есть прибор учета, который измеряет ровно столько, сколько потребил дом. Я надеюсь, меня никто не обвиняет, что я тепло из дома украл у кого-то? (смеется). Здесь дом потребил, и надо за это платить. Когда идешь в магазин за каждую палку колбасы платишь же деньги, почему здесь не заплатил? Взвесил прибор – будь добр рассчитайся.
Comment section