Эльмира Галимова: 20 лет в одном концерте

Эльмира Галимова: 20 лет в одном концерте
Александра Новикова — Казань Один из самых известных композиторов Татарстана,
лауреат Республиканской премии им.М.Джалиля, Эльмира Галимова, рассказала
KazanFirst о предстоящем авторском концерте, который

Александра Новикова — Казань

Один из самых известных композиторов Татарстана, лауреат Республиканской премии им.М.Джалиля, Эльмира Галимова, рассказала KazanFirst о предстоящем авторском концерте, который знаменует 20-летие её творчества, и в рамках которого её произведения представят выдающиеся исполнители; а также – о том, для чего композитор пишет свои произведения, как из бытовых картин рождается философская музыка и почему обыкновенный человек может услышать в музыке гораздо больше, чем профессионал.

— Скажите, 20 лет творчества для композитора – это много или мало?

— Глядя на меня, многие спрашивают, откуда я взяла эти цифры. Внося ясность, скажу, что я веду отсчёт не с девятилетнего возраста, когда я начала писать песни и небольшие пьесы, а со своей первой победы на республиканском фестивале композиторов.  Тогда Луиза Батыр Булгари, выдающийся татарстанский композитор, награждая меня, 12-летнюю девочку в пышном платье и белых колготках, сказала со сцены  – «перед вами —  будущий композитор». Тогда для многих, да и для меня самой это звучало забавно.  Потом мы встретились уже в Союзе композиторов, и она сказала, что её слова оказались пророческими.  Двадцать лет – это много.  Моё творчество очень эволюционировало за это время, но я не останавливаюсь на достигнутом и до сих пор ощущаю себя в начале пути.

— А какое профессиональное достижение за эти годы для Вас является основным?

Главная ценность для меня – собственный музыкальный язык. Все основные эксперименты в плане сочетаний разных музыкальных тембров и штрихов уже проведены композиторами XX века, велосипед не изобретешь. Поэтому выделяться из толпы современному композитору очень сложно. По этой же причине очень остро сегодня стоит вопрос плагиата. Есть даже анекдоты на эту тему. Достигнуть того, чтобы, слушая музыку, люди могли сказать – «это Эльмира Галимова», для меня — высшая ценность. Поэтому и главным комплиментом в отзывах коллег для меня  всегда служат слова о неповторимом музыкальном языке.

— Когда Вы пишите, Вы хотите, чтобы Ваша музыка вызывала определённые чувства?

Для меня главное, чтобы человек, слушая мою музыку, мог полностью в нее окунуться, отвлечься от суеты и повседневности, иногда – даже исцелиться. Чтобы музыка закончилась, и слушатель «вынырнул» из неё освобождённым от переживаний и душевных недугов.

— Каков он, Ваш слушатель? Кто обычно ходит на Ваши концерты?

 Безусловно, на мои авторские концерты приходят мои коллеги-профессионалы. Свои концерты я провожу всегда примерно в декабре-январе. И каждый год у меня спрашивают, когда следующий концерт. Искушённому зрителю интересно услышать произведения, которые уже имели успех за рубежом, послушать их в исполнении разных оркестров. Очень часто на концерт приводят школьников и учеников музыкальных школ: у меня много исторических произведений, через которые ребята познают культуру и историю своего народа. В последнее время всё большую заинтересованность к классической музыке проявляет молодежь, что очень радует. Конечно, люди почитаемого возраста тоже желанные гости на моих концертах.

— А как рождаются философские произведения? Что наводит Вас на мысли «о вечном»?

 Если честно, я не знаю. Это идёт изнутри.  Но музыка, прежде чем я её зафиксирую, всегда звучит в моей голове – от начала и до конца. И только после того, как я продумаю всю концепцию, я сажусь писать. Поэтому инструмент мне не нужен – я слышу внутренним слухом, а пишу за компьютером. А начинается всё, чаще всего, с череды бытовых совпадений. Знаете, как создавалась картина «Четыре стихии»? У нас дома на неделю отключили воду. И я начала задумываться, как же всё-таки тяжело без воды. Начала размышлять о других стихиях, сопоставлять их с образом человека. Потом я наткнулась на объявление о приёме заявок на I Международный конкурс им. Н.Г. Жиганова. Оставалась всего неделя. Но и идея, и сама музыка уже были в моей голове. За четыре дня я написала это произведение, ещё два дня редактировала и отдала заявку. В результате я стала лауреатом этого конкурса. К «Симфонической аллегории» меня подтолкнули размышления о моём месте в мире как композитора, о том, для чего я пишу музыку, нужна ли она слушателю. То же самое – «Небеса-зеркала» — я просто посмотрела на небо и задумалась, что каждый человек видит его по-своему, как и саму жизнь… А ведь небо действительно отражает всё как зеркало. Сочинение «Мегаполис» долго крутилось в моей голове, так как я сама в движении день и ночь: то творчество, то наука, то дела в оркестре. И мне захотелось воплотить это движение в музыке.

—  Вам  самой комфортно в ритме мегаполиса? Поменяли бы его на тихую, спокойную жизнь?

 Ни за что! Да, нелегко успевать всё и сразу. Но вся моя жизнь – в движении. Уйти утром на работу, «отсидеть» восемь часов в офисе, прийти домой, посмотреть телевизор и лечь спать – это не для меня. Спокойная жизнь, например, в деревне – тоже не моё. Большой город – это моя стихия. На одном месте я сидеть не могу.

—  С произведениями «Четыре стихии», «Мегаполис» и «Небеса-зеркала» всё более-менее понятно. Даже из названия примерно ясно, о чём будет идти речь, и шансов на то, что слушатель не поймёт, почти нет. А вот «Симфоническая аллегория», например или другие глубоко-философские произведения всегда ли интерпретируется слушателями именно так, как задумал это автор?

— Далеко не всегда. И это меня очень радует, как бы странно это не звучало.  Мы даже аннотации всегда стараемся давать такие, чтобы оставить свободу выбора и творчества самому слушателю. Музыка ведь очень субъективный вид искусства. И чем более разнообразным будет прочтение моих произведений, тем больше радости мне это доставит. Главное, чтобы у слушателя моя музыка вызывала эмоции.

—  До Вашей музыки нужно «дорасти»? Или её сможет понять и прочувствовать заурядный, среднестатистический  человек?

Здесь всё зависит от того, какие цели ставить пред собой. Все музыканты отмечают, что моя музыка сложная. Но я пишу для слушателя, и стараюсь так расставить акценты, чтобы сделать основную идею максимально ясной и понятной. Главное – это открыться и слушать сердцем. Как-то на арт-оперу «Крыло Сююмбике» пришла журналистка одного татарского издания. Она ожидала услышать классическую оперу, поэтому после концерта была шокирована новым жанром, чем поделилась потом со мной. Рассказала, что серьёзно задумалась над образом Сююмбике, над судьбой женщины и матери; над проблематикой известного и знакового для нашей культуры сюжета. Мне очень приятно, когда люди, далёкие от классической музыки, эмоционально реагируют на мои произведения и понимают их. А профессионалы чаще смотрят на «техническую сторону»: форму, жанровую специфику, оркестровку. Поэтому обычному, как Вы сказали «среднестатистическому и заурядному» слушателю «повезло» в этом плане даже больше – он имеет возможность слушать сердцем и полностью погрузиться в музыку, не отвлекаясь на какие-то формальные моменты.

— Арт-опера  «Крыло Сююмбике» в своё время имела огромный успех как абсолютно новаторское произведение: синтез музыки, вокального, театрального искусства, хореографии, спецэффектов. Как пришла идея воплотить его в новом жанре?

Опера – это всё-таки крупный жанр, и постановка её в годовом сезоне театра – это очень сложно и невероятно затратно. Произведение действительно очень полюбилось слушателям, поэтому я решила, что оно должно жить хотя бы в вокально-симфонических картинах.  Они могут звучать вместе или отдельно друг от друга. Я отобрала самые яркие, красивые арии, дуэты и монологи, исключив хореографию и промежуточные части. В результате, получилось ёмкое произведение с сохранённой концепцией самой арт-оперы. Из монологов, диалогов, арий и дуэтов слушатель выстраивает полную картину и сюжетный ряд оперы.  Поэтому форма вокально-симфонических картин очень удобна для дальнейшего существования произведения и предельно понятна слушателю, благодаря своей ясности и краткости.

— Как Вы подбираете исполнителей для своих произведений?

Конечно, у меня есть свои предпочтения как у профессионала. Вокалистов сейчас очень много. Но для того, чтобы исполнить мою, технически сложную, музыку, нужно обладать действительно незаурядными способностями. В 2010-м году, когда я проводила свой первый авторский концерт, на котором должна была быть представлена премьера Оратории «Изге Ядкәр» (Священная память). Артур Исламов  был еще студентом Консерватории, но меня это ничуть не смутило, потому что я была поражена тем, как этот юноша, который по первому образованию баянист, в результате работы над собой, добился такого результата.  Потом мы сотрудничали второй раз, уже в арт-опере. И в авторском концерте 9-го декабря он будет исполнять партию баритона, воплощая образ Ворона в вокально-симфонических картинах из арт-оперы «Крыло Сююмбике». Партию сопрано исполнит супруга Артура, Эльза Заяри, которая предстанет в образе Сююмбике. На сегодняшний день она тоже подаёт очень большие надежды и достигла уже серьёзного успеха, являясь солисткой Академии молодых певцов Мариинского театра. Должен получиться очень интересный тандем. С симфоническим оркестром под управлением Александра Витальевича Сладковского мы также не в первый раз сотрудничаем. Они уже исполняли «Симфоническую аллегорию», «Небеса-зеркала», «Четыре стихии», представляя на разных творческих проектах премьеры моих произведений. И что интересно, с каждым новым дирижёром меняется прочтение моей музыки. Михаил Мосенков – очень тонкий музыкант и внимательный дирижёр. В последний раз, когда он исполнял «Симфоническую аллегорию», было очень много хороших отзывов и я сама осталась абсолютно довольной, а это бывает крайне редко: вечные нестыковки автора с исполнителем, но Михаил действительно тонко чувствует музыку, настоящий профессионал своего дела.

—  Как появилась идея посвятить произведение всемирно известно пианистке Софье Гуляк?

Софья Гуляк  всю жизнь была моим кумиром в фортепианном искусстве. Она родилась и училась в Казани, но в консерватории мы с ней не пересеклись – она немного старше. И, когда возникла потребность обогатить программу инструментальным концертом, я решила написать Концерт для фортепиано с оркестром и посвятить его именно ей как одной из самых выдающихся, на сегодняшний день, пианисток.  В произведении отражено детство Софьи Гуляк, годы её учёбы; во второй части – женское начало, тоска по Родине; третья часть – её победы и новые искания, взгляд в будущее… Я очень хотела, чтобы именно она  впервые исполнила этот концерт.  Мы с Софьей  даже не были знакомы, но я написала музыку и отправила ей. В итоге, к моему восторгу, Софья Гуляк оценила моё произведение и выразила своё желание исполнить мою музыку. «Вклиниться» в её график невероятно сложно, Софья гастролирует по всему миру и преподаёт. Для того, чтобы приехать на концерт девятого декабря, ей пришлось отказаться от приёмов зачетной сессии в Королевском колледже музыки в Лондоне, где она преподаёт. Поэтому слышать и видеть её на сцене родного города – огромная удача, как для меня, так и для всех, кто придёт на концерт и будет иметь возможность лично насладиться виртуозной игрой мировой звезды фортепианного искусства.

—  В чём для Вас особенность предстоящего концерта?

 Прозвучат произведения, которые уже нашли свою нишу и занимают значимое место в моём творческом пути. Я хочу посмотреть на себя со стороны и подвести промежуточные итоги пройденного пути, и дать такую возможность моим слушателям.   А премьеры – это те шаги, с которых я начинаю новый этап своего творчества, продолжая непрестанно работать над собой.

Авторский концерт композитора Эльмиры Галимовой  «Рисую жизнь нотами»

Исполняет Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан (Художественный руководитель и главный дирижер — Александр Сладковский), дирижер – Михаил Мосенков.

В программе:

  • Симфоническая картина «Небеса-зеркала». 
  • «Мегаполис»— сочинение для струнного оркестра и рояля. 
  • Премьера! Симфонические картины из арт-оперы «Крыло Сююмбике». Исполняют солист Татарского Академического Государственного театра оперы и балета им. М.Джалиля Артур Исламов и солистка Академии оперных певцов Мариинского театра Эльза Заяри.
  • Симфоническая аллегория.
  • Симфоническая картина «Четыре стихии».
  • Премьера! Концерт для фортепиано с оркестром в 3 частях. Солистка —  Софья Гуляк, Заслуженная артистка РТ, победитель Международного конкурса им. Капелла в США, Обладатель золотой медали Международного конкурса пианистов в Лидсе (Великобритания).
  • Дата концерта: 9 декабря  2015, среда.
    Начало концерта: 18:30.
    Место проведения: ГБКЗ им. С.Сайдашева, г. Казань, пл. Свободы, 3.

Стоимость билетов  200 — 600 рублей.
Тел. кассы ГБКЗ: (843) 292-17-17

 

 

 

Всё самое интересное в наших группах Tелеграм и ВКонтакте.

ПОДПИСЫВАЙСЯ НА KAZANFIRST:

Comment section

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *