музыку, как «приручить» лондонский оркестр за два часа и кому он готов уступить
место за пультом
Руководитель оркестра La Primavera Рустем Абязов
Ольга Гоголадзе — Казань
В Казани оркестр La Primavera знают даже те, кто отродясь не бывал в концертном зале. Всё потому, что его руководитель Рустем Абязов славится своей тягой к экспериментам. Музыканты играют со всемирно известным битбоксером Митей Бурмистровым, выступают на «Литературном дворике» с Сергеем Безруковым, устраивают необычные концерты в джинсах в Музее Соцбыта. Не говоря уже о том, что про маэстро нередко пишут в светской хронике: Абязов бывает в жюри конкурсов красоты, снимается в кино и всячески рушит стереотипы о чопорности и снобизме классических музыкантов.
В интервью KazanFirst дирижёр La Primavera рассказал, как правильно слушать музыку, как «приручить» лондонский оркестр за два часа и кому он готов уступить место за пультом. Но начали мы, как всегда, с основ.
— Как объяснить молодёжи, что классическая музыка не менее интересна, чем современная?
— Главное — заманить их в концертный зал. Например, в этом году мы запланировали поездки по сельским и отдалённым районам Татарстана. Мы устроим концерты для деревенских школьников под названием «Мелодии из мобильника». То есть покажем и расскажем им, как на самом деле должны звучать Бах, Вивальди или Моцарт. Кроме того, у нас был цикл бесплатных выступлений для студенчества, который так и назывался — «Университет высокого вкуса». Мы провели четыре концерта в актовом зале Казанского университета — этакое искусство с доставкой на дом. Такого количества народа я не помню на наших выступлениях! Нам грех жаловаться, но чтобы люди сидели на подоконниках, стояли в проходах по всему периметру и в дверных проёмах — такого не было. И каждый концерт проходит с овациями.
— Получается, интерес к музыке у людей присутствует, но залы нередко полупустые. С чем это связано?
— Срабатывает финансовая сторона вопроса. Многие говорят: «Мы уже были в этом месяце на Шаляпинском фестивале». Это значит, бюджет их семьи не предусматривает дополнительных мероприятий. А большая часть студентов скорее пойдёт в ночной клуб, чем на классический концерт. Хотя, любой клуб обойдётся в разы дороже.
— А вообще, люди охотнее приходят послушать классику или же приветствуют эксперименты?
— В Казани настороженно относятся к современной музыке. У нас любят ходить на концерты, где звучат знакомые мелодии, которые зрители могут внутри себя насвистеть и подумать: «Это я уже где-то слышал!». А всё неизвестное местную публику пугает.
— Почему для нас так важно «уметь насвистеть»?
— Это нежелание знакомиться с чем-то новым. Возможно, они чувствуют себя спокойнее, когда мелодии родные и понятные. Мне, напротив, не столь интересно в пятисотый раз слушать 40-ю симфонию Моцарта, как услышать что-то принципиально другое.
— Может большинству из нас просто не хватает музыкального образования, поэтому мы стесняемся идти на какие-то новинки, мол, всё равно ничего не поймём?
— Я считаю, чтобы слушать классическую музыку не нужна никакая база. Вы приходите на концерт, и лишь одно условие должно быть чётко выполнено: он должен быть блестящим. Если вы попадёте на средненький концерт и после этого никогда не вернётесь к классической музыке, я вас пойму. Но если вы хотите полюбить классику, вы должны услышать её безукоризненное исполнение. Музыка, современная она или написанная в XVI веке, прозвучит и окажет своё воздействие. Создаст настроение для того, кто её слушает.
— Как правильно слушать музыку? С каким настроем прийти в концертный зал?
— Никакого настроя не нужно. Просто слушать, больше ничего не надо. Музыка, если она хорошая (а мы плохую не играем), в хорошем исполнении (а мы играем хорошо), сделает всё сама. Нужно просто наслаждаться. Не надо её сидеть и понимать. Несчастье профессионалов в том, что мы не можем слушать музыку, как обычные люди. Мы пытаемся разложить её на составные части, раскусить форму этого сочинения, выяснить, как трансформируется тема. Это кошмар, мы несчастные люди!
— Что из классического репертуара в исполнении оркестра La Primavera можно будет послушать в ближайшее время?
— Нам повезло, потому что в Казани живёт пианист международного уровня Евгений Михайлов. Он один из тех музыкантов, которые поддерживают славу пианистической школы России. Нам не так часто удаётся с ним контактировать, но периодически мы пересекаемся на гастролях в Европе. Мы решили, что нужно непременно что-то сыграть и в нашем городе. Поэтому 2 ноября он исполнит два фортепианных концерта. В программе будут Моцарт — Serenata notturna, концерт для фортепиано с оркестром №12, Шуман и Мендельсон. La Primavera сыграет два оркестровых произведения в контексте общей программы. Это будет по-настоящему красивый классический концерт. 27 ноября я уступлю место за пультом своему другу и коллеге Михаилу Бенюмову.
— Трудно представить La Primavera под чьим-то другим руководством, кроме вашего.
— Да, в камерных оркестрах не очень принято, когда приезжает дирижёр и играет с оркестром. Но я это практикую, поскольку это интересно и музыкантам, и публике.
У нас сложились очень тесные контакты с Красноярским камерным оркестром, он один из лучших в нашей стране. Руководит им Михаил Бенюмов — профессор, заслуженный деятель искусств России. Маэстро пригласил La Primavera на фестиваль «Сибирь-Европа», где мы очень здорово выступили. Поэтому сразу возникла идея обмена.
Я должен был поехать и дирижировать Красноярским оркестром, что и произошло в июне. Как вы знаете, уже 14 лет подряд в одном из городов России проводят главный Сабантуй страны. Этим летом он с огромным размахом проходил в Красноярске. Там мы и сыграли на майдане в рамках культурной программы. Сейчас состоится ответный визит Бенюмова. Он представит и Аренского, и Баха, и Мясковского — крупнейшего русского симфониста после Чайковского. Прозвучат произведения, которые мы никогда не исполняли, — это станет для нас настоящим открытием. Кроме того, в концерте Мендельсона для скрипки с оркестром я буду солировать.
— Мы увидим вас в качестве музыканта?
— Да, я буду играть это получасовое произведение на скрипке. Честно признаюсь, несколько лет назад я собирался с этим завязать, но не дали. Все организаторы гастролей за рубежом ставили условия, что я непременно должен солировать. А потом я вошёл во вкус и понял, что ещё рано оставлять это дело.
— А долго оркестр привыкает к новому дирижёру?
— График работы оркестра просто не позволяет дать больше трёх репетиций. Как он привыкнет к новым рукам — это проблемы оркестра. Как маэстро справится с музыкантами — проблема дирижёра.
— Как у вас всё жёстко!
— Не умеешь — не берись. Вы знаете, в Красноярске у меня тоже было всего три репетиции, и мы с первых жестов нашли понимание с музыкантами. Однажды меня пригласили в Лондон дирижировать камерным оркестром. Программа была достаточно непростая, а на репетицию выделили чуть меньше двух часов непосредственно перед концертом. Причём там всё очень строго, за всем следят профсоюзы. То есть музыканты ровно через час-сорок пять встанут и уйдут.
В первом отделении я играл на скрипке и дирижировал «Времена года» Вивальди. Тут обошлось без проблем. А вот во второе отделение я включил английские произведения. Начинаем играть — и полный развал! Оказалось, что ни один из музыкантов никогда их не играл! Время закончилось, мы не успели пройти всю программу. До концерта час. И в последний момент я решил: «Не моё это дело! Буду дирижировать, как умею. А они пусть играют, как умеют». Представляете, всё получилось идеально. Мы поймали кураж! Они сыграли всё без запинки. Дирижёр этого оркестра был счастлив, поскольку одним концертом он решил все свои финансовые проблемы.
Так что три дня на репетиции — это более чем достаточно.
2 ноября, начало в 18.30
«Танец чёрно-белых клавиш»
ГБКЗ РТ имени Сайдашева
Площадь Свободы, 3
Стоимость билетов: от 300 до 600 рублей
27 ноября, начало в 18.30
«Мелькнула палочка, и ввысь
Из плена струнного взвились
Им расколдованные духи…»
ГБКЗ РТ имени Сайдашева
Площадь Свободы, 3
Стоимость билетов: от 300 до 600 рублей
Comment section