сексуальность в современное искусство
‘Татьяна Т’
Ольга Гоголадзе — Казань
Ровно пять лет назад московская художница ‘Татьяна Т’ взорвала рунет под ником dama_iz_pragi, одержав убедительную победу в конкурсе у скандального дизайнера Артемия Лебедева. Сейчас она рисует картины, которые покупают ценители красоты по всему миру. Одна из её работ находится в частной коллекции в Лондоне. Всему виной — самый изящный способ привлечь внимание к своим картинам: Татьяна пишет их грудью.
В интервью KazanFirst художница рассказала о том, как монетизировать известность в блогосфере и почему она превращает внутреннюю сексуальность в современное искусство.
— Расскажи, с чего всё началось?
— Я решила поучаствовать в конкурсе, который устраивал в своём блоге Артемий Лебедев. Условия были тривиальные: нужно отправить фотографии, на которых обязательно должны быть лицо, обнажённая грудь и ник в livejournal. А дальше уже блогеры голосовали за «Лучшую грудь ЖЖ». Я выиграла этот конкурс и получила в подарок айпад. А от Тёмы [Лебедева] ко мне в журнал пришло больше тысячи подписчиков. Вскоре после этого моя жизнь кардинально изменилась. Я почувствовала уверенность в своих силах, переехала в Москву и перевелась в МГУ. Теперь всем, кто считает меня легкомысленной, могу предъявить весомый аргумент в свою защиту — диплом филфака лучшего вуза страны.
— Как тебе пришло в голову нарисовать картину грудью?
— В разговоре подруга ляпнула: «А возьми что-нибудь сиськами нарисуй!». Я ответила: «Может, и нарисую». Однажды было нечем заняться, хотелось создать что-нибудь творческое, и я просто взяла, обмакнула грудь в краски и сделала пару отпечатков на холсте. Это не была законченная работа, получилась, грубо говоря, мазня. Но я выставила её на аукцион у себя в блоге — посмотреть, что будет. Начали откликаться люди, перебивать цену. В итоге, она ушла за 12 000 рублей.
С тех пор я решила периодически (нечасто!) баловаться, выкладывать в блог свои работы и продавать их с молотка. Некоторые картины выполнены по такому же принципу: мазня и отпечаток, а в некоторые я вкладываю большой смысл и трачу по несколько дней на то, чтобы нарисовать их.
— Что ты хочешь донести до публики своими работами?
— Для меня в искусстве главное — эстетическая составляющая и те эмоции, которые вызывает рисунок. Поэтому своих картинах я всегда пытаюсь сохранять эстетический стержень. Да, это может быть абстракция. Но в ней заложено настолько энергетически сильное сочетание цветов, что в голове мгновенно возникнут ярчайшие ассоциации.
— Каким образом проходят аукционы?
— Изначально я называю очень низкую цену, которая оправдывает затраты на холст и краски. Это 2000 рублей — для Москвы сумма совсем небольшая. Шаг повышения ставки 500 рублей. Так что, теоретически можно купить мою картину за 2500 рублей. Самая дорогая ушла за 113 000.
— К картинам прилагаются фотографии того, как ты их рисуешь?
— Да, но не ради дополнительного пиара. Важно, чтобы у заказчика были доказательства, что картина действительно нарисована грудью. Поэтому я не делаю высокохудожественные фото процесса, это обычные селфи.
— Грудь не жалко?
— Я рисую акрилом, потому что он быстро высыхает и хорошо смывается водой. Надеюсь, я не наношу вред своему организму. Надо изучить этот вопрос! (смеется) Пока не жалко, грудь монетизируется очень хорошо, почему бы не воспользоваться моментом?
— А руками ты рисуешь?
— Да, но только под заказ. Нарисовала две картины, каждую продала за 10 000. Для меня это хорошие деньги, и я очень горжусь, что не имея художественного образования, движимая только творческим порывом, находясь в некоем трансе я могу сделать то, что понравится людям. И за что они готовы заплатить.
— Твои картины уходят за суммы, о которых некоторые выпускники художественных училищ могут только мечтать. Как ты это делаешь?
— Не знаю! Когда речь идёт о современном искусстве, на первый план выходит не столько мастерство художника, сколько сам автор. И креативный менеджер, который сможет грамотно продать его работы. Я сама себе и художник, и менеджер, и пиарщик. Меня никто этому не учил, я никогда не изучала вопросы продвижения произведений искусства. Всё получилось интуитивно.
Я выдаю свои работы очень дозированно, рисую картину раз в три месяца, а то и реже. Потому что, на мой взгляд, это эксклюзивное искусство. Не каждому оно понравится. Поэтому не нужно активно навязывать его обществу. К тому же, у нас рынок совершенно свободен. Ты знаешь российских художниц, которые рисовали бы грудью? Я о таких не слышала. Плюс, сыграла на руку моя репутация. Люди постоянно задаются вопросами: «Кто она такая? Откуда у неё столько подписчиков?».
— То есть, ты играешь на сочетании доступности и загадочности?
— Да! Более того, некоторые работы мужчины приобретали из личной симпатии. Для них это было поводом завязать со мной общение, ведь я очень мало о себе рассказываю в блоге. Кому-то это даже удалось, с некоторыми покупателями мы дружим уже несколько лет. Кстати, у меня ни одной картины не купила женщина.
— Ты ориентируешься в современном искусстве? Следишь за творчеством популярных художников?
— Нет, но сама задаюсь вопросом: «Почему я этого не делаю?». Наверное, слишком ревностно отношусь к другим авторам. Когда ничего о них не знаю, мне легче. Но мастеров прошлых лет, конечно, знаю. Меня в своё время поразил поп-арт. У меня даже обложка на паспорт с банкой Campbell’s Уорхола!
Ребята делали яркие, необычные, но предельно простые вещи, которые уходили за сумасшедшие деньги. Ещё люблю абстрактный импрессионизм. В Музее современного искусства в Нью-Йорке мне дико понравился Джексон Поллок. Завораживает этот парадокс: обычная, на первый взгляд, мазня хранится в музее и стоит сотни миллионов долларов.
— Как ты объясняешь этот феномен?
— Человек платит за искусство столько, сколько готов отдать. Я бы не купила эту картину за такие деньги. Я бы вообще её не купила, куда такую огромную вешать? Но кого-то она цепляет, им это кажется необычным. В хаосе можно найти то, что нравится конкретно тебе. Например, я вижу в скоплении штрихов на холсте каких-то балерин, Эйфелеву башню или звёздное небо. Меня привлекает возможность самой дофантазировать и сделать в мыслях ту работу, которую не видит никто. Многим людям нравится такой подход. Возьмём квадраты Пита Мондриана. При очевидной простоте его «фишку» подхватили и эксплуатируют почти все. У L’Oreal есть линия с подобным дизайном, кутюрье создают коллекции одежды с этими квадратами, архитекторы используют их в оформлении зданий.
— Почему тебя нет в московской арт-тусовке?
— Мне кажется, это пустая трата времени. Я вообще художник-одиночка, мне нравится быть самодостаточной, и нет ни малейшего желания заводить связи в богемной среде. Наверно, та часть меня, которая занимается творчеством, не хочет его ни с кем делить. Если картины не будут продаваться — значит, так надо. К тому же, я до сих пор не решила, кто я: художник, карьеристка, путешественница, лентяйка или вообще потенциальная мать семейства. А я никогда не делаю то, в чём не уверена.
— Ты очень активна во всех соцсетях, снимаешься в телепередачах, с тебя даже создавали голограмму. При этом, в реальной жизни мало кто знает о твоей известности в интернете. Почему ты разделяешь виртуальный образ «Дамы из Праги» и себя настоящую?
— Это альтер-эго появилось после конкурса, когда на меня внезапно свалилась популярность. Чтобы вся критика и неадекват никак не сказывались на мне, нужно было направить их в другое русло. В какой-то момент я поняла, что нужно создать другую Таню, которая будет работать с этим потоком подписчиков, и которой наплевать на мнения комментаторов. К тому же, я боюсь отпугнуть людей.
В моём круге общения очень образованные, интеллектуально развитые личности, для которых, в силу их воспитания, моя открытость в интернете может показаться too much. Плюс некоторые опасения в сфере профессиональной деятельности. Всё-таки, в серьёзной компании должен работать серьёзный человек, а не тот, кто бегает голый в краске. Поэтому dama_iz_pragi рисует грудью и выкладывает обнажённые фото, а Таня катается на велике, сама меняет колеса машины, вяжет платья, делает ремонт своими руками, много работает и живёт с кошкой.
— Ты поэтому решила не становиться топовым блогером? Ведь с несколькими тысячами подписчиков у тебя были все шансы сделать свой журнал источником дохода. Особенно до эпохи ботов и накруток.
— Отчасти, да. Я училась в МГУ и боялась, что слишком широкая известность может повредить будущей карьере. Ты бы отдала своего ребёнка преподавателю, который рисует грудью? К тому же, мне не хотелось навсегда остаться девушкой, которая победила в конкурсе у Тёмы. Я считаю, что могу добиться большего. С другой стороны, блог для меня был хобби и развлечением, а не ответственным проектом, которым нужно заниматься. Я в то время почти ничего не писала, только активно выкладывала фотографии. Livejournal выполнял для меня функцию Instagram.
— Количество твоих подписчиков с каждым годом растёт. При этом, у тебя вообще нет хейтеров и тех, кто взывал бы в комментариях к морали и нравственности. Как тебе удаётся сохранить этот градус адекватности? Ведь других блогеров порицают даже за слишком короткие юбки.
— Когда меня пытаются уличить в безнравственности, это просто не работает. Мне совсем не стыдно! Я считаю, не нравится — не смотри. У себя в блоге буду выкладывать всё, что захочу. К тому же, интернет-сообщество изначально увидело меня полностью обнажённой. Подписчики пришли ко мне ради наготы и, возможно, похоти. Поэтому стоит мне запостить фотографию в красивом белье, все тут же пишут: «Да сними ты его скорее, давай жару, как раньше!». Некоторые не уходят из моего блога из праздного любопытства. Им интересно, к чему это всё приведёт. Ты говоришь, у меня хейтеров нет, а они, возможно, находятся в режиме ожидания.
— Зачем тебе всё это нужно?
— Я очень импульсивный человек, и у меня бывают всплески внутренней сексуальности, которую мне необходимо выпустить наружу. Я делаю это через искусство, эротичные снимки и картины. Своего рода сублимация.
— Ты сейчас активно занялась фотографией, и весьма талантливо. Это заменит картины или дополнит их?
— Я всегда очень потребительски относилась как к фотографиям, так и к фотографам. На данном этапе фото для меня — ремесло, необходимое как приложение к основной работе. Поэтому не хочу на этом сильно зацикливаться с точки зрения искусства. У меня стереотип, что живопись по определению круче. К тому же, быть одной из сотен тысяч фотографов не по мне.
— А моделью быть нравится?
— Это тоже хобби. Сейчас я делаю это для души. Но был период, когда я требовала деньги за фотосессии. Говорила, что я трачу на съёмки своё время, хотя фотографии мне не нужны. И если вы хотите в качестве модели именно меня — платите. Потому что вы не найдёте такой, как я.
— Наглость несусветная!
— Да, и меня очень за это критиковали. До сих пор можно найти комментарии: «Да кто ты такая? Ты же не модель Victoria’s Secret, чтобы диктовать свои условия». Но я и здесь сыграла на некой недоступности: ты можешь найти любую девушку и сфотографировать её бесплатно. А со мной у тебя будут сложности. Ведь мне это нужно меньше, чем тебе.
— Желающие нашлись, насколько я помню. А тебя бы задело, если бы предложений не поступило?
— Нет, я очень спокойно отношусь к тому, что кто-то во мне не заинтересован. Меня не обижает, что я могу кому-то не подойти в плане внешности. В профессиональной сфере — другое дело. Там я буду очень переживать, если меня упрекнут в некомпетентности. А если не понравлюсь в качестве модели, мне всё равно.
— И всё же, именно фотографии изменили твою жизнь. Почему ты не стала делать модельную карьеру?
— Я быстро теряю интерес к тому, что делаю постоянно. Если бы у меня каждый день была новая фотосессия, со снимков пропали бы чувства и эмоции, которые так важны для меня и которые так цепляют подписчиков. Вдобавок это отнимает очень много сил: тебя красят, причёсывают, наряжают — всё это так муторно! Опять же, я жертва стереотипов. Мне кажется, модель — это девушка, которая зарабатывает внешностью и, значит, не способна на что-то ещё. Речь не идёт о топ-моделях, конечно. Но их единицы, а работать среди посредственностей я не хочу. Лучше пусть это будет моим хобби, чем такие же стереотипные люди будут думать обо мне, как о пустышке. При этом, я всегда с удовольствием работаю рекламным лицом какой-либо кампании. Надеюсь, однажды это будет Mercedes – мы созданы друг для друга!
Comment section